Жуковская районная газета Брянской области

Михаил ДЕЛЯГИН: Аграрная Брянская революция — Будущее России

02 июня 2017

Брянскую область посетил известный российский экономист, политический аналитик и публицист Михаил Делягин. В прошлые визиты Михаил Геннадьевич уже успел поразиться успехами агропромышленного комплекса нашего региона. Современные технологии, изменение взгляда на дело, и как следствие — поразительный рост урожайности зерновых, картофеля и овощей. В этот раз исполнительный директор Института проблем глобализации решил убедиться, что столкнулся не с разовым явлением, а с вектором экономической политики, который сам определил как «аграрная брянская революция». Своими впечатлениями он поделился в эфире регионального телеканала «Брянская губерния». Наша редакция знакомит своих читателей с некоторыми подробностями этой беседы.

— Михаил Геннадьевич, ваш визит в Брянскую область уже не первый, что запланировано по программе?

Во-первых, открытая лекция перед студентами университета о том, что в мире происходит и как к этому относиться. Потом встреча с брянским бизнес-сообществом. Хочется послушать, как региональный бизнес живет, может, смогу что-то посоветовать, я ведь очень много езжу по регионам. Могу рассказать что- то новое и неожиданное. Но самое главное — очень хочу посмотреть, как происходит ваша аграрная революция. Когда в Нечерноземье возникает урожайность 70 ц/га пшеницы и больше, когда на этих землях собирают 200 ц/га картошки — это поражает!

За такие показатели при советской власти давали Героя Соцтруда не глядя. Когда область, о которой в Москве знают, что она где-то на западной границе, выращивает 70 процентов всего высококачественного картофеля страны, то это — некоторая революция, и еще несколько лет назад этого не было. Никто даже не мог себе такое вообразить. Я понимаю, что можно продать картошку в Москву, в Америку, но экспортировать картофель в Беларусь — это кажется нонсенсом!

У вас здесь происходит настоящая аграрная революция. Потихонечку слух об этом расползается по стране. Мне, например, люди в Красноярском крае говорили: «Где- то в Брянске какие-то фантастические результаты, можно ли как-то поучиться этим технологиям?». Мы привыкли к тому, что многие поля заросли лесами четвертьвековыми, но есть буквально несколько регионов, где такие леса сводятся под пашню, и Брянщина — единственный нечерноземный регион, где это происходит.

— Не зря говорят, большое видится на расстоянии, а вы как раз на расстоянии Брянщину наблюдаете. Но то тут, то там проскальзывают критические замечания, неверие в наши успехи. Как говорится, что имеем — не ценим…

Это специфика русского сознания. Есть культура, которая сравнивает себя со своим «вчерашним днем», есть культура, которая сравнивает себя с соседями, а мы сравниваем себя с идеалом, мы — перфекционисты. Вот есть нечто идеальное. Если у меня что-то даже чуть-чуть похуже, чем этот недосягаемый идеал, — значит катастрофа. Но если сравнивать день сегодняшний с тем, что было на Брянщине 5 лет назад, если сравнивать с тем, что происходит в соседних областях Украины и Белоруссии, в других регионах страны, — это аграрная революция, которая реально является будущем России.

Мы знаем, что Россия может кормить миллиард человек. Добиться этого легко: берем потенциальные пахотные земли и современные технологии. Вот только когда начинают эти современные, в первую очередь западные, технологии применять, то выясняется, что никто их нам целиком не продает — лишь компоненты, не хотят плодить себе конкурентов. А вот в Брянской области аграрии научились усваивать самые лучшие мировые технологии — некоторые даже не во всех странах Европы применяются.

Кстати, если вы долго работаете со старыми технологиями, да еще получаете субсидии от государства, вам просто неинтересно развиваться. Например, в Литве фермер получает субсидию за то, что он не производит: зачем ему что-то производить — его за это накажут. Во Франции ситуация довольно похожая. В Германии 10 лет назад была просто катастрофа: покупали землю, трактор, которые показывали раз в году, и получали субсидию именно на то, чтобы не обрабатывать землю. У них нет стимула, а у нас есть. И если брянский опыт перенести на всю Россию, это будет совершенно другая страна и по экономике, и по политике тоже.

У вас на Брянщине есть практика государственного управления, которая необычна для России. Во всех регионах привыкли страшно ругать дороги и дороговизну их строительства. Я в Центральном федеральном округе общался в другом регионе с людьми, которые говорили: «Да, конечно, мы знаем, как правильно делать, и нам очень стыдно и неловко делать одноразовые дороги. Но вы поймите, пожалуйста, мы не дорогу строим, а обеспечиваем себя пожизненным фронтом работ по их ремонту». Я им говорю: «А региональные власти гарантий с вас не требуют на 5 или на 10 лет?» — «Ну, они пока до этого не додумались». В Брянской области — додумались!

— У нас четкая планка — 5 лет гарантии минимум.

Уверен, что со временем эта планка будет повышаться, потому что сейчас технологии позволяют дольше обходиться без ремонта — это еще и своеобразная «завлекуха» для бизнеса, чтобы он пришел. У вас здорово упала себестоимость строительства дорог, а это позволяет сделать нормальную человеческую инфраструктуру.

Когда говорят, что свобода — это права, деньги, это все лирика. У вас могут любые быть права, но если вы стоите по колено в болоте, у вас нет свободы передвижения, даже если это прописано в конституции. А свобода — это избыток инфраструктуры. В этом отношении Брянская область, когда обеспечила газификацию, сделала большой прорыв. У меня дача в Московской области, а даже там, в ближнем Подмосковье, далеко не все газифицировано. Это огромный плюс Брянщины. И когда у вас сейчас дорожное строительство на 40 процентов, а иногда и в два раза дешевле, то это означает резкий рост. Такими темпами через некоторое время у вас будет ситуация, как в Китае, где в каждую деревню ведет шоссе и центральные улицы заасфальтированы. А это уже совершенно другие возможности для жизни и бизнеса. Это возникновение такой евроРоссии.

— Кстати, у нас развиваются и воздушные трассы.

Я не верил, что в Брянске будет работающий аэропорт. Я, конечно, видел, как в стране возрождаются региональные авиаперевозки, как даже в небольших городах заводятся аэродромы, но про Брянск честно думал, что не получится. Но вот «S7 Airlins» начала летать. Транзитные рейсы через Санкт-Петербург, что более удобно и сильно экономит деньги пассажиров, так как очень дешевые билеты. Да и это просто удобно. Все это — изменение образа жизни.

Брянская область была одним из наиболее пострадавших в результате либеральных реформ регионов. Здесь было тяжелое военное машиностроение. Я помню, как переживал и жаловался тогдашний губернатор Юрий Евгеньевич Лодкин, когда это все рухнуло.

Но Брянская область, которая понесла тяжелейшие потери, сейчас восстанавливается, естественно неравномерно. Понятно, что есть аграрная революция, которой пока на всех не хватает. Есть ОАО «РЖД», которое обеспечивает область заказами. Есть изобретения, которые пошли по всей России, но хотелось бы еще большего. Но, с одной стороны, восстановление заказов РЖД и военно-промышленного комплекса — это как раз пример эффективного управления региональной власти.

— Михаил Геннадьевич, прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с санкциями. Ведь очевидно, в сфере сельхозпроизводства они сыграли нам на руку.

Сельхозпроизводители очень радуются западным санкциям. Ведь что такое санкции и контрсанкции? Это ограничение субсидированного импорта и недобросовестной конкуренции. В Брянской области это чувствуется слабее, так как рядом Белоруссия со своим достаточно эффективным сельским хозяйством, развитой молочной промышленностью. Но в целом по стране аграрная отрасль от санкций выиграла. Например, в Поволжье заложены новые колоссальные сады, огромные тепличные хозяйства. Санкции позволили агропромышленно — му комплексу приподняться. Присоединение России к Всемирной торговой организации в 2012 году «вырубило» свиноводство в стране. Если крупные холдинги еще держались на плаву, то мелкие хозяйства во многих регионах оказались за гранью.

Другой пример. Зачем нам покупать готовые автомобили европейские и американские? Пожалуйста, привозите машинокомплекты и сделайте производство здесь. Почему «Фольксваген» в Вольфсбурге работает без перебоев, а их завод в Калуге — с перебоями? Такой перенос производств в нашу страну был бы болезненным для Запада. Или тоже соглашение с ВТО. Санкции грубейшим образом его нарушают. Мы могли бы приостановить действия соглашений с теми странами, которые его нарушили, но пока не делаем этого.

— В целом есть уверенность, что все будет хорошо и в стране, и в Брянской области?

Когда вы на Брянщине собираете 70 ц/га пшеницы и ставите планку урожайности в 100 ц/га, когда вы достигаете такого уровня, вам становится в принципе безразлично, кто кому, какие санкции объявляет, вы становитесь независимы. Для страны это идеально. Аграрная брянская революция является завтрашним правильным днем для всей России.

Еще по теме:

Картина дня
13 октября 2017, 11:04

По новым пролётам моста

В преддверии профессионального праздника - Дня работника дорожного хозяйства, введена в эксплуатацию первая очередь моста через десну на трассе Жуковка-Летошники.

10 октября 2017, 11:15

Обновлённый дом культуры

В день села Гришина Слобода, в субботу 7 октября состоялось торжественное открытие обновлённого в рамках проекта «Единой России» «Местный дом культуры» Гришинослободкого сельского дома культуры. Для жителей села праздник получился по-настоящему значимым, ведь ремонта Дома культуры ждали долгие годы и благодаря партийному проекту культурно-досуговая жизнь села теперь заиграет новыми красками. (далее…)

9 октября 2017, 22:16

Открыто движение на левой стороне моста в Жуковском районе

Продолжается реконструкция моста через реку Десну на участке автодороги Жуковка-Летошники вблизи поселка Гостиловка в Жуковском районе Брянской области. Стоимость реконструкции моста - 315 003 589 рублей (из федерального и областного бюджетов).

6 октября 2017, 13:23

“Наследники Победы”: продолжение следует

Благотворительный фонд “Гражданская Инициатива” завершает реализацию на территории Жуковского района патриотического проекта “Наследники Победы”