Жуковская районная газета Брянской области
 

Полтора жуковских века

01 июня 2018

Каждый человек помнит день рождения, как точку отсчета своей жизни и деятельности. Вот также измеряют свой век города, сёла, деревни. Всё это составляет историю народа, нации, государства. История Жуковского края – это одна из страниц жизни великого народа, государства.Середина 19 века была переломным историческим периодом. Стране нужно было двигаться вперёд, выходить на новый уровень производства. Необходимы были кардинальные реформы в устройстве государства. И они начали проводиться русским царем Александром Вторым. Английский лорд-канцлер Френсис Бэкон ещё в 17 веке писал: «Три вещи делают нацию благоденствующей и великой: 1) плодоносная почва; 2) деятельная промышленность; 3) лёгкость передвижения людей и товаров».
Отменив крепостное право, Россия, чтобы выйти на мировой рынок, должна была быстро начать строительство дорог.
По требованию помещиков Орловской губернии необходимо строить железную дорогу с выходом к ближайшим морским портам, чтобы вывозить сельхозпродукцию на рынки Европы.
Министерство путей сообщения объявило тендер на право строительства дороги Орёл-Витебск, а дальше на Ригу. Предпочтение отдали англичанам с их большим опытом строительства железных дорог, но англичане, изучив географию, где будет проходить путь, отказались.
Построить эту дорогу подрядился коломенский купец первой гильдии Петр Ионович Губонин, который и является прародителем города Жуковки. По существу — это выдающийся человек, ранее — крепостной крестьянин, удостоенный царем за свои «Отечеству угодные деяния» звания дворянина и всех высших российских наград того времени. Губонин П.И. заслуживает того, чтобы о нем узнало и нынешнее поколение людей.
Для строительства железной дороги требовался различный инвентарь, шпалы, тачки и многое другое. Чтобы все это было под руками и не пропадал лес, спиленный на трассе будущей железной дороги, Губонин П.И. построил несколько десятков кузниц, железоплавильный, механический и лесопильный заводы с паровыми двигателями, а также шпалопропиточный завод. На местном материале работал также построенный Губониным кирпичный завод, дававший продукцию для строительства водоспускных сооружений под железной дорогой, станционных строений и т. п.
Железная дорога была построена на год раньше запланированного срока, и 24 ноября 1868 г. прошел первый поезд с остановкой на Жуковском полустанке, нанесённом на карту железных дорог огромной России.
Для обслуживания прилегающего участка железной дороги, заправки водой и дровами паровозов нужен был обслуживающий персонал, а значит, и жилье для людей.
После окончания строительства железной дороги Пётр Губонин всю свою промышленную «оснастку» продал окрестным купцам-предпринимателям. Трассу будущей железной дороги до начала проектных работ выбирал сам Пётр Ионович. Каждая её верста стоила 77,4 тысячи рублей. Это совсем не дешево! Деньги были взяты в кредит в Английском банке в Москве под гарантии русского Правительства — такое большое доверие оказывалось Губонину.
Англичане на два года раньше хотели взяться за строители но, пройдя по трассе предполагаемой нитки железной дороги, отказались от предложенной им концессии, подсчитав убытки, а не возможную прибыль. Губонин же, не боясь возможных трудностей, за счет строительства железной дороги в неимоверно короткие сроки, сэкономил на этом 5 миллионов рублей. Это ли не талант?! Нанятые крестьяне работали усердно. Губонин кормил людей, хорошо и своевременно оплачивал их труд, устраивал для них праздники с широким размахом! Об этом даже Н.А. Некрасов писал в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: «А ныне, милость божия! — Досыта у Губонина дают ржаного хлебушка, жую – не нажуюсь!»
Благодаря Петру Губонину железная дорога прошла через дебри, где сейчас расположен город Жуковка. Уйди трасса на несколько километров в сторону, через волостной центр Фошню, и сегодняшней Жуковки не существовало бы вообще.
Через три года после принятия железной дороги в эксплуатацию Жуковский полустанок приобретает статус станции и уже через несколько лет на станции Жуковка был построен вокзал.

Еще по теме:

21 сентября 2018, 10:09
Военкомат провёл сборы
21 сентября 2018, 10:05
«Живи, лес!»
21 сентября 2018, 09:54
В лучшем виде
Сентябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Картина дня
21 сентября 2018, 16:13

На базе Суражского педколледжа им. А.С. Пушкина проходит IV международная спартакиада «О, спорт, ты – мир!»

Команды из Трубчевска, Суража и Костюковичей Могилевской области республики Беларусь участвуют в спартакиаде. (далее…)

21 сентября 2018, 08:53

Брянская дума прикрыла пенсионную лазейку для нечистых на руку депутатов и чиновников

Вчера, 20 сентября, на заседании Брянской областной думы депутаты высказались за изменения в Закон  «О порядке установления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области». (далее…)

21 сентября 2018, 08:44

Гости восхитились празднованием 75-летия освобождения Брянска

Не только брянцы и жители области восхищаются проведенным праздником 17 сентября. (далее…)

20 сентября 2018, 15:54

Ближе к земле: крестьянин сможет построить дом рядом с полем

Госдума одобрила проект закона, который разрешает в крестьянских и фермерских хозяйствах строить жилой дом для личных нужд предпринимателя. (далее…)