В Жуковке прошла церемония захоронения останков воинов Великой Отечественной войны
Приказ наркома обороны С. К. Тимошенко № 138 от 15 марта 1941 года предписывал до 1 мая того же года снабдить все войска медальонами — согласно Положению о персональном учете потерь и погребении погибшего личного состава Красной Армии в военное время.
Каждому военнослужащему при этом полагалось иметь медальон с двумя пергаментными вкладышами, на которые заносились персональные данные о его владельце. Один вкладыш медальона снимался с убитого и отправлялся на хранение в штаб войсковой части, второй — оставался с погибшим.
Этого, к сожалению, не произошло – приказ фактически остался невыполненным, и поэтому даже летом 1942 года, когда вовсю бушевала война, около 20% личного состава Красной Армии всё ещё не были обеспечены медальонами. А в ноябре 1942 года, другим приказом, их неожиданно сняли со снабжения, иными словами – упразднили. Оставались красноармейские книжки – обгоревшие, залитые кровью, где часто совершенно немыслимо было что-то разобрать. Не говоря уже о том, что со временем этот кусочек картона напрочь истлевал… До сих пор остаётся загадкой — почему отменили медальоны? Ведь кроме путаницы и горя, это ничего не принесло: количество солдат, занесённых в категорию пропавших без вести, ещё больше увеличилось…
Таковы суровые, как приговор и неотвратимые, как судьба историко-архивные свидетельства. … Вспоминаются, режущие по сердцу, строки поэта Николая Майорова: «Мы все уставы знаем наизусть. Что гибель нам? Мы даже смерти выше. В могилах мы построились в отряд, и ждем приказа нового — и пусть не думают, что мертвые не слышат, когда о них потомки говорят.»…
… Да, о них говорят — и неустанно ищут. И находят. Несмотря ни на что. Возвращают к жизни их имена и звания. Так было и будет всегда. Потому что не закончена война, пока не похоронен её последний солдат, потому что мы все в неоплатном долгу перед ними. По сей день те страшные военные годы напоминают о себе сотнями тысяч безымянных могил и незахороненными останками советских воинов, которые взывают к нам сквозь толщу лет, сквозь полынной земли насыпь: «Помните нас… Помните, за что мы погибли».
… 15 сентября в Жуковке, на городском кладбище, у Казачьего Креста, состоялось перезахоронение останков трёх красноармейцев. Благодарность бойцам поискового отряда «Русич» — они нашли. Двух солдат — в поле урочища Старая Буда, близ Никольской Слободы, одного – у деревни Косилово. С ними – детали винтовок, патроны… К сожалению, ни единого намёка на медальоны или какие – либо номерные предметы: личности установить не удалость. Что ж, «имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен, солдат»… Определено, что все трое погибли осенью 1941 года: в ту пору жуковский рубеж полыхал кромешными боями.
У Казачьего Креста – траурный митинг… Местные жители, школьники, представители общественности, бойцы отряда «Русич», их командир Валентин Залогин… Делегация районной власти: заместитель главы администрации района Александр Фроловичев, глава города Галина Шешкарёва, начальник отдела образования Елена Науменко, начальник отдела по молодёжной политике Ольга Нестерова и др.
Священнослужитель отец Сергий служит скорбную литургию… Вечная память и вечная слава за Родину павшим… Гроб с останками опускают в могилу. Второй раз принимает земля в свои объятия родных сыновей…
Автор — Николай Логвинов