Кто был, тот знает
Вторую часть своей книги «Записки прапорщицы» София Васильевна Яшина назвала — «Афганистан – школа жизни». В 1987 — 1988 годах она там служила — на аэродроме близ Джелалабада: старшим диспетчером по перелётам и посадкам вертолётного полка. Здесь был и муж её, Александр – авиационный техник. Так почему Афганистан стал для них школой жизни?
— Удивительно, но каждодневная опасность, ни на секунду не позволяющая забыть о том, что она всегда с тобой, всегда рядом — как очищающий огонь, закаляет человека, формирует личность, — говорит София Васильевна. — Впрочем, ничего удивительного в этом нет… Всё наносное, случайное, ненужное, досадное слетает шелухой, и остаётся сам человек, с его обнажённой душой – чистой, доверчивой, в чём-то наивной… Многое переосмысливаешь, переоцениваешь, пересматриваешь: в своей жизни, судьбе, в самом себе… И, пожалуй, прежде всего – в самом себе… В своём новом — вдруг открывшемся тебе — восприятии событий, людей, окружающей действительности…
…Там, в гарнизоне, окаймлённом апельсиновыми рощами и густыми аллеями эвкалиптов, мы необычайно остро, явственно, каждым нервом, каждой клеткой тела осознали, что первейшие условия здешнего выживания – это дружба, дисциплина, взаимовыручка, а главное – монолитная общность боевого подразделения. А ещё, и едва ли не самое важное — гордость за свою страну, за её силу и величие, безоговорочная вера в её правоту и правду – где бы мы ни находились, что бы мы ни делали…
…Цветущая долина в пригороде Джелалабада, где располагался их авиационный полк, с высоты напоминала арену амфитеатра, плотно окружённой цепью высоких скалистых гор, утопающих вершинами в раскалённой солнцем, неподвижной синеватой дымке, которая к вечеру, при последних лучах заката, окрашивалась в удивительный, тонко мерцающий, розовый цвет… Великолепие было непостижимое, загадочное, несравненное… Чарующий аромат эвкалиптовых деревьев, свежесть утреннего ветра, напоённая запахами миндаля и барбариса… В часы тишины всё это могло показаться раем…
— Да, очень хотелось верить в эту красоту, — рассказывает София Васильевна, — но, увы, она этого нам не позволяла, каждодневно оказываясь обманчивой, предательской, и просто подлой. Нескончаемые душманские обстрелы со стороны горных утёсов, сбитые вертолёты, гибель солдат и авиаторов… Тут день иногда казался годом – кто был, тот знает… Совершенно справедлива разящая, снайперски точная строка из той суровой, огнём опалённой песни: «Афганистан, проклятый горный дикий край…». Я бы ещё добавила – непредсказуемо злобный и совершенно чуждый нам… Конечно, за гибель товарищей наши бойцы рассчитывались с бандитами сполна, никогда не оставались в долгу: отвечали молниеносными, уничтожающими атаками – душманы это очень хорошо прочувствовали…
…В составе диспетчерской службы аэродрома их было двое – София Яшина, как старшая смены, и её сослуживица, Зоя Полякова. Кстати, они до сих общаются, дружбы не теряют, переписываются, перезваниваются, видят друг друга в «Одноклассниках». Зоя живёт в Белоруссии, в Гродненской области.
…А тогда, в Афганистане, девушки координировали полётную схему боевой эскадрильи, обслуживали воздушное движение в районе аэродрома. Ответственная, напряжённая, строгая работа… Занимались и боевой подготовкой — упражнялись в стрельбе из пистолета Стечкина, Макарова, автомата Калашникова, крупнокалиберного пулемёта ДШК: война обязывала знать оружие, уверенно владеть им…
…Армейский быт хорош и крепок своей надёжностью, основательностью, защищённостью. Навсегда останется в памяти их авиационный гарнизон в плодородной горной седловине провинции Нангархар, утопающей в зелени и слепящих волнах жаркого солнца. Территория полка стала частью Родины – тут были свои и только свои. Особый мир, накрепко спаянный отвагой и честью славного воинского братства. Беды и радости – всё заедино. Кромешные дни “чёрных тюльпанов” – о Господи, скольких товарищей в цинке пришлось провожать… И нечаянные праздники: почта из Союза — с долгожданными, трепетными весточками от родных, любимых людей или дни рождения сослуживцев, или просто банный день…
…Целая жизнь прошла с тех пор… Стала общей армейская судьба для Софии Васильевны и Александра Викторовича Яшиных – он майором в отставку ушёл, она – старшим прапорщиком: завершали службу на Дальнем Востоке, под Уссурийском… Последние 18 лет живут в Жуковке. София Васильевна книгу воспоминаний написала – живое, увлекательное повествование. Молодец! Хотела вторую написать, да болезнь помешала. Теперь вроде ничего, выздоровела – может и напишет ещё…
Автор — Николай Логвинов.
На снимке: прапорщики София Яшина (слева) и Зоя Полякова у пулемёта ДШК. 1988 год, Афганистан, г. Джелалабад.