Крымский рубеж
Крымская тема стала рубежом, разделяющим два мировоззрения, два взгляда на страну, на её будущее. При всём разнообразии мнений, редко кто находит здравые аргументы против того, что Крым сегодня — неотъемлемая часть России. Кто сомневается – отправляйтесь на полуостров, прокатитесь по крымскому мосту, поговорите с людьми…
Мой вояж в Тавриду прошлым летом был коротким, но вполне самодостаточным. Конечно, хотелось опробовать мост. «Мост развалился, накренился, поплыл», — ежедневно в мобильную новостную строку вклинивались фейкомёты-эсхатологи. Тем интереснее было увидеть реальную картину.
А реальная картина выглядит довольно буднично: с российской стороны подход к мосту со стороны Анапы представляет собой новёхонькую четырёхполосную магистраль, которая, собственно, и уводит в море. Картина комфортная и однообразная. Конечно, внушительно выглядит арка моста. Она надвигается, вызывая желание посигналить от восторга, но проскакивает за минуту, оставляя путника один на один с автострадой, по обе стороны которой – воды двух морей. Следует сказать, что крымский мост – не аттракцион, тут главное надёжность, а не веселье. А вот на крымской стороне картинка более разнообразная. В первую очередь оттого, что идёт большущая стройка. Строят «Тавриду» — трассу до Симферополя. Оттого приходится петлять по объездам, скакать с полосы на полосу. А под Феодосией начинаются проблемы – вялотекущая пробка. Смельчаки бросаются на поиски объезда, блуждают по степям, в надежде обогнать неизбежность. Между тем пробка вплывает в Феодосию.
Старый город изобилует красотами и древностями. Улицы заполнены туристами. Пляж полон, хотя и не забит до отказа. Катерки один за другим отчаливают, увозя группы на экскурсии по заливу. А на побережье чередуются эпохи: четвёртый век до нашей эры – время основания, Генуэсский период, Османский период и Российский период с 1771-го года. Новороссийская губерния… Что для такого города полувековое блуждания в украинских дебрях? Эпизод. А вот Феодосийский десант – не эпизод, а героическая страница борьбы с фашизмом. Величественны памятники воинам, застывшие на морском берегу. До сих пор закрыта акватория над потопленными в заливе судами, шедшими на штурм.
За семь лет до возвращения в родную гавань знаменитый бард Александр Городницкий написал песню «Севастополь останется русским», вызвав тогда бурю негодования у самостийных ортодоксов. Кто знал, что песня окажется пророческой?
«Пахнет дымом от павших знамен,
Мало проку от битвы жестокой.
Сдан последний вчера бастион,
И вступают враги в Севастополь.
И израненный молвит солдат,
Спотыкаясь на каменном спуске:
— Этот город вернется назад —
Севастополь останется русским!»
Эти слова в полной мере относятся и к Феодосии, и к Судаку, и городу — герою Керчи.
Крым останется русским. В городе звучит русская речь. При этом в многочисленных кафе, где располагаются компаниями, слышны разговоры на украинском и на крымско-татарском.
Жаль, что не удалось попасть в музей Айвазовского. Там собрана богатейшая коллекция знаменитого мариниста. Кстати, он был армянином, и звали его от рождения Ованес Айвазян. Это не помешало ему стать официальным живописцем Главного Морского штаба Российской Империи, академиком и почётным членом Императорской Академии художеств, почётным членом Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте. А родился он в Феодосии. Это его Крым, а равно и того крымского татарина, который указывал нам дорогу в объезд пробки, и той украинки, что продавала билеты в дельфинарий. Кроме того здесь живут белорусы, греки, евреи, молдаване, поляки, болгары, цыгане…
По данным, приведённым в википедии, в 2014-м году на территории Крыма проживало 2 284 400 человек. Из них 1 492 078 – русские.
Автор — Олег Михеев
Фото автора