Полтора жуковских века

Каждый человек помнит день рождения, как точку отсчета своей жизни и деятельности. Вот также измеряют свой век города, сёла, деревни. Всё это составляет историю народа, нации, государства. История Жуковского края – это одна из страниц жизни великого народа, государства.Середина 19 века была переломным историческим периодом. Стране нужно было двигаться вперёд, выходить на новый уровень производства. Необходимы были кардинальные реформы в устройстве государства. И они начали проводиться русским царем Александром Вторым. Английский лорд-канцлер Френсис Бэкон ещё в 17 веке писал: «Три вещи делают нацию благоденствующей и великой: 1) плодоносная почва; 2) деятельная промышленность; 3) лёгкость передвижения людей и товаров».
Отменив крепостное право, Россия, чтобы выйти на мировой рынок, должна была быстро начать строительство дорог.
По требованию помещиков Орловской губернии необходимо строить железную дорогу с выходом к ближайшим морским портам, чтобы вывозить сельхозпродукцию на рынки Европы.
Министерство путей сообщения объявило тендер на право строительства дороги Орёл-Витебск, а дальше на Ригу. Предпочтение отдали англичанам с их большим опытом строительства железных дорог, но англичане, изучив географию, где будет проходить путь, отказались.
Построить эту дорогу подрядился коломенский купец первой гильдии Петр Ионович Губонин, который и является прародителем города Жуковки. По существу — это выдающийся человек, ранее — крепостной крестьянин, удостоенный царем за свои «Отечеству угодные деяния» звания дворянина и всех высших российских наград того времени. Губонин П.И. заслуживает того, чтобы о нем узнало и нынешнее поколение людей.
Для строительства железной дороги требовался различный инвентарь, шпалы, тачки и многое другое. Чтобы все это было под руками и не пропадал лес, спиленный на трассе будущей железной дороги, Губонин П.И. построил несколько десятков кузниц, железоплавильный, механический и лесопильный заводы с паровыми двигателями, а также шпалопропиточный завод. На местном материале работал также построенный Губониным кирпичный завод, дававший продукцию для строительства водоспускных сооружений под железной дорогой, станционных строений и т. п.
Железная дорога была построена на год раньше запланированного срока, и 24 ноября 1868 г. прошел первый поезд с остановкой на Жуковском полустанке, нанесённом на карту железных дорог огромной России.
Для обслуживания прилегающего участка железной дороги, заправки водой и дровами паровозов нужен был обслуживающий персонал, а значит, и жилье для людей.
После окончания строительства железной дороги Пётр Губонин всю свою промышленную «оснастку» продал окрестным купцам-предпринимателям. Трассу будущей железной дороги до начала проектных работ выбирал сам Пётр Ионович. Каждая её верста стоила 77,4 тысячи рублей. Это совсем не дешево! Деньги были взяты в кредит в Английском банке в Москве под гарантии русского Правительства — такое большое доверие оказывалось Губонину.
Англичане на два года раньше хотели взяться за строители но, пройдя по трассе предполагаемой нитки железной дороги, отказались от предложенной им концессии, подсчитав убытки, а не возможную прибыль. Губонин же, не боясь возможных трудностей, за счет строительства железной дороги в неимоверно короткие сроки, сэкономил на этом 5 миллионов рублей. Это ли не талант?! Нанятые крестьяне работали усердно. Губонин кормил людей, хорошо и своевременно оплачивал их труд, устраивал для них праздники с широким размахом! Об этом даже Н.А. Некрасов писал в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: «А ныне, милость божия! — Досыта у Губонина дают ржаного хлебушка, жую – не нажуюсь!»
Благодаря Петру Губонину железная дорога прошла через дебри, где сейчас расположен город Жуковка. Уйди трасса на несколько километров в сторону, через волостной центр Фошню, и сегодняшней Жуковки не существовало бы вообще.
Через три года после принятия железной дороги в эксплуатацию Жуковский полустанок приобретает статус станции и уже через несколько лет на станции Жуковка был построен вокзал.

Лента новостей

Мы в соц.сетях
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
25262728293031
       
       
       
     12
       
  12345
6789101112
       
      1
3031     
28293031   
       
      1
16171819202122
30      
   1234
       
293031    
       
     12
       
  12345
       
2930     
       
    123
25262728   
       
     12
31      
   1234
       
     12
       
    123
       
 123456
28293031   
       
      1
30      
   1234
262728    
       
    123
       
  12345
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
    123
45678910
11121314151617
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
28293031   
       
     12
3456789
17181920212223
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
Еще по теме: