Сожженное войной счастье

23 апреля 2018

Эта ночь была какая-то необыкновенная. Снилось всякое и к чему все, я разгадать эти отрывки не смогла. То ли от какого-то внутреннего напряжения, то ли уже пришла пора просыпаться. Я открыла глаза, и через дверь нашего шалаша было видно небо, усыпанное, как серебром, начинающими тускнеть, звездами. Брезжил рассвет. За стеной шалаша еще слышался густой звон луговых оркестрантов-кузнечиков. Где-то не в такт этой музыке подавали голос коростели. Теперь окончательно прошел сон и нужно нам, Вале, Тане и мне, Зине, готовить косарям завтрак.
Выбрались наружу. Нас охватил утренний холод, а вокруг раздавалось мирное посапывание спящих косарей. Вот показалось солнце, как большое розовое колесо, оно спешило ввысь, чтобы дать людям тепло, жизнь всему живому.
Мы быстро разожгли еще едва-едва дымившийся с вечера костер, через полчаса подогрели нехитрый завтрак. Из шалашей начали выбираться мужчины, парни, подростки. Утро наполнилось смехом, шутками. Еще раздавался вдали звон отбиваемых кос. Это дед Кирей точил, приводил в хорошее рабочее состояние вечный крестьянский инструмент — косу. И вот на лугу стал слышен ровный звук двух десятков кос и легкий шорох падающей травы. Затихли голоса, наступила напряженная работа.
Где-то часов в шесть утра мы услышали шум движущейся повозки и фырканье лошади. Мы не ошиблись: к нам приехал председатель колхоза. Это был мой двоюродный брат, ему еще было только 19 лет. В деревне к нему относились с уважением. Александр Степанович закончил сельскохозяйственный техникум с отличием и приехал на работу в свою деревню. Его избрали председателем, и селяне называли его только по имени и отчеству. Поздоровавшись со всеми и не нарушая рабочего порядка, председатель взял косу и сразу вошел в общий строй косарей. Свалил два ряда травы, Александр Степанович порадовался вместе со всеми хорошему травостою и уехал организовывать работу на других участках.
Обычно председатель к нам приезжал раза два за день, а сегодня приехал только поздно вечером, а ведь сегодня было воскресенье, 22 июня. Причем к нам шел пешком, а лошадь шла за ним, он ее так приучил. Лицом он был сер, хмур и, казалось, вот-вот сейчас заплачет. Ясно было, что случилось что-то непоправимое. Так это и было. Он произнес страшное слово: «Война».
Сразу все сникли, даже те подростки, которые совсем недавно еще и сами играли в войну.
Александр Степанович дал команду всем, кто постарше, садиться на повозку и ехать домой. Он знал, что многие из них уже завтра получат повестку на фронт. Молодежь, почистив и разобрав косы, свернув свои немудреные пожитки, пошла домой пешком. За их инструментом и вещами приедут на лошади. Так началась война. Так начали ломаться судьбы людей.
***
Мы, Валя, Таня и я, только что закончили медицинское училище, и вот теперь надо было определяться. Уже через день мы увидели море слез детей, женщин, провожающих своих сыновей, мужей, внуков на фронт. Плакали и мы, глядя на эту картину. Вот тут и было принято нами решение пойти добровольцами на фронт. Через два дня мы пошли в военкомат и подали заявления. В военкомате нам ничего определенного не сказали. Тогда мы обратились за содействием в райком комсомола. Там пообещали, что нашу просьбу наверняка удовлетворят, ведь фронту нужны врачи, медсестры и все те, кто может оказать раненому воину первую помощь, хоть немного облегчить его состояние. И действительно, ровно через две недели нам вручили повестки. Только теперь родители узнали о нашем поступке. Было много слез матерей, но все они благословили делать доброе дело.
***
Вот и пришел долгожданный день, выслушав напутствия родных, близких, друзей, мы ушли в военкомат на сборный пункт. Там уже формировались группы техников, артиллеристов, и уже была сформирована медицинская группа. В этот же день, ближе к вечеру, нас разместили в вагонах товарного поезда, мы были счастливы, не понимая, куда мы едем и что нас ждет впереди.
Поезд тронулся. Сотни рук поднялись вверх, осеняя нас всех крестом, еще долго виднелись согбенные фигуры женщин, уходящих с вокзала. Теперь наш поезд ушел за поворот. Мы стали искать себе место, чтобы присесть. Ехали недолго. Вдруг поезд стал сбавлять скорость, а потом резко ускоряться. И вот мы впервые услышали вой пикирующих самолетов и взрывы. Раздались крики: «Воздух!». Поезд остановился, и мы вместе со всеми прыгали на землю и бежали прочь от железной дороги. Налет вражеской авиации был недолгим. Раздалась команда: «По вагонам!».
И вот Брянск. На привокзальной площади уже формируются вооруженные отряды. Прошли и мы формирование, нам предложено было быстро сделать пересадку на стоящий в тупике состав. В ночь поезд ушел в сторону Москвы.
Ночь прошла спокойно, правда, в большой тесноте. К утру мы прибыли в г.Серпухов. Здесь нас распределили по госпиталям, и, как мы ни просили оставить нас вместе, седой майор слушать не стал. И как он, оказывается, был прав. Как было бы страшно смотреть на смерть своих близких подруг. Мы распрощались, как оказалось, навсегда.
***
Таня и Валя погибли под Москвой в декабре 1941 года. Я попала в 1238 полк в полевой госпиталь первой линии. Настали тяжелые времена. На дежурстве находились столько, сколько требовала обстановка и хватало сил. Еще мы были на занятиях по овладению оружием разного назначения: винтовки, автоматы, гранаты и даже противотанковые ружья. Для нас, молодых, это была подготовка для переброски на передовую. Именно там шли тяжелейшие бои, и именно там была нужна наша помощь.
Раненые солдаты и офицеры много рассказывали о боях за Москву. Они очень хотели стать в строй вместе с теми, кто защищал нашу столицу. Ведь Москва для каждого из нас тогда была символом боевой и трудовой славы.
В начале декабря 41-го нас, молодых медсестер, и еще пришедших девушек-добровольцев (их называли санитарными инструкторами) отправили на передовую. Наш медсанбат попал в подчинение только что организованного Брянского фронта. Усилия этого фронта были направлены на укрепление обороноспособности Москвы с Орловского направления.
Да, я помню эти тяжелейшие бои. Трудно было голову поднять от беспрерывных трасс автоматных пуль, осколков мин и снарядов. А ведь там, впереди, лежали наши воины, ждали помощи. И, невзирая на летящую кругом смерть, мы ползли к лежащим солдатам, если были хоть малейшие признаки жизни, всякими способами тащили их к нашей линии обороны. Я всего этого ужаса не могу передать.
В связи с тяжелейшей обстановкой, госпиталь перебросили в состав 10-й армии, которая наступала на г. Киров Калужской области. Теперь я была в 330 стрелковой дивизии. Так уж получилось, что я еще была жива. Ранения были, но не тяжелые, после короткого лечения снова уходила на передовую. Надо было спасать солдат, возвращать многих и многих в строй.
1942 год нам, медикам, радости не добавил, шли оборонительные бои, которые приносили большие человеческие потери. Орловско-Курская битва ускорила наступление наших войск. И полевые госпитали перебрасывались с одного фронта на другой. Как только в каком-то месте был прорыв в немецкой обороне, туда устремлялись наши войска, а следом за ними и медсанбаты.
После форсирования Днепра продвижение нашей армии ускорилось. И вот Германия. Все люди были уверены в скорой победе. В нашем госпитале раненые уже мечтали о возвращении к мирной жизни. Старший лейтенант Володя говорил: «Спасибо тебе, сестричка Зина, как только немного поправлюсь, мы уедем с тобой в мой прекрасный город Краснодар, твою заботу обо мне нельзя забыть».
***
Вот наступил апрель 1945-го. Ничего не предвещало той страшной трагедии.
Рано утром 16 апреля раздались выстрелы, крики. В военные палатки, где размещался госпиталь, ворвались немцы, озверелые, с дикими криками и начали расстреливать всех подряд. Погибло около 200 раненых, были расстреляны врачи, медсестры, санитары. Я пыталась выбежать через запасную дверь, но только открыла ее, навстречу мне здоровенный рыжий немец. Поднять автомат до пояса он не успел, но нажал на курок. Очнулась я в санитарном поезде, везли куда-то долго. Наконец, нам, раненым, объяснили, что мы приехали в город Горький. Я осталась жива, но прошедшие насквозь пули все время давали о себе знать. Молодость сопротивлялась смерти.
Позже я узнала, что на нас напала немецкая группировка, пытавшаяся пробиться в Италию. Эти головорезы в бешенстве уничтожали все живое, охрана госпиталя оказалась слабой и оказать достойное сопротивление не смогла, все они погибли.
Из госпиталя я много раз писала домой в деревню. Но мать умерла в декабре 1941г., отец умер чуть раньше. Брат Борис погиб при защите Таллина, его корабль разбомбила немецкая авиация. Погиб он сам, погибла и его жена, которая на корабле была врачом. А ведь они ждали ребенка…
Многие погибли, наш председатель колхоза стал инвалидом. Будучи партизаном, он с другими товарищами взорвали немецкий танк, бронемашину, и в завязавшемся бою фашистская мина достала его. Лечила его мать, как могла. Вторая сестра, Елизавета Степановна, с ребенком жили с ними в маленькой землянке, выкопанной в 1941г. Ехать было некуда, осталась в Брянске, работала до тех пор, пока была сила. Володя, обещавший уехать со мной, погиб в тот день 16 апреля 1945-го. Он был расстрелян вместе со всеми ранеными.
Я осталась верна ему и замуж не вышла.
***
Прожила Зинаида Степановна Солодовникова до 18 февраля 1970 года. Она честно выполнила свой долг перед Родиной. Война отобрала у нее юность, молодость и здоровье.
Из книги Н.И.Русакова “Детство и молодость, сожженные войной”

Еще по теме:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Картина дня
28 марта 2024, 16:34

Жительница Клинцовского района Брянщины отметила 95-летний юбилей

Сегодня, 28 марта, свой 95-й день рождения отпраздновала жительница села Душкино Клинцовского района Муза Николаевна Кривонос. (далее…)

28 марта 2024, 15:19

Мастер-класс актрисы Марии Климовой прошел в брянских Клинцах

В Клинцах проходит международный фестиваль "Дружба без границ". (далее…)

28 марта 2024, 15:12

Конференция врачей-фтизиатров прошла в Брянской области

Брянский областной противотуберкулёзный диспансер стал местом проведения конференции, посвященной Всемирному дню борьбы с туберкулёзом. (далее…)

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить