12+

Матрёновка. Не гаснут свечи на ветру

Это не просто трагедия. Совершилось чудовищное злодеяние, спрессованное в обморочный сгусток кромешной, запредельной злобы обезумевшего зверя.
Утратившие облик человеческий, опьяневшие от крови садисты вершили свой сатанинский шабаш… Душа деревни в тот день обуглилась и почернела от боли, от горя, от предсмертного крика – неумолчного, нескончаемого, невыносимого. Оно и теперь здесь, то безмерное страдание, оно никуда не ушло, оно неизбывно, оно всегда с нами. Им пропитан сам воздух, его тень, его отголоски повсюду: в шелесте листвы, в разноголосице птиц, в дыхании неба. Оно пульсирует и дробится в дождевых каплях, в наших голосах, наших слезах и нашем скорбном молчании…
С того дня Матрёновка уже никогда не былапрежней, потому что, наверное, не стало её прежней души, которую убили тогда. Сегодня здесь никто не живёт. Лес, дорога, ручей, музейный домик, памятник – каменная женщина с ребёнком. И ещё – тишина. Неизгладимая, звенящая, на сто лет оплаченная сполна…
***
…Каратели пришли 20 мая 1943 года. Ударили огнемёты – жгли всё, что ещё можно было сжечь: к тому времени в деревне не было уже ни одного целого дома. Люди пытались бежать, но немцы перехватывали их и заталкивали в уцелевший сарай. Набили битком. Заперли двери, облили бензином и подожгли… Страшные крики заживо горящих людей содрогнули  небо и землю… Потом фашисты стали «обрабатывать» землянки, где находились оставшиеся, оцепеневшие от ужаса, селяне. Их убивали выстрелами, кололи штыками и ножами. Уходя из землянок, убийцы бросали туда гранаты.
Архивные документы Брянского областного музея свидетельствуют, что в живых из всей деревни остались две женщины и шесть подростков одиннадцати – тринадцати лет. Одна из женщин, Анна Леоновна Симкина, увидев, что фашисты подняли автоматы, упала в обморок, а застреленные дети упали на неё, закрыв мать… Так она и осталась живой. Сумели спастись и те шестеро ребят. Израненные пулями, иссеченные осколками гранат, они всё-таки не истекли кровью, не умерли, выжили, и стали свидетелями, очевидцами той чудовищной казни.
День уничтожения Матрёновки в отчётах немецкой зондеркоманды был обозначен кодовым наименованием «Репейник – 1». Второй «Репейник» гитлеровцы устроили в деревне Борятино Клетнянского района…
…Оттуда, с заоблачной выси, они смотрят на нас – двести пятьдесят три жителя испепелённой Матрёновки: сожжённые и растрелянные женщины, дети, старики. Они уповают на нашу память, на наш последний поклон. А мы все уповаем и нам очень хочется верить, что ни один из фашистских нелюдей, бывших здесь в мае сорок третьего, не вернулся домой, каждого из тех двуногих зверей настигла страшная кара…
***
20 мая… Траурный митинг… Мемориальный комплекс «Матрёновка». Свят и бережно храним этот день поминовения. Гулким набатом звучат суровые, будто в граните высеченные строки:
Прекрасная,
но скорбная земля,
Травою заросли
теперь поля.
Матрёновке печальной
поклонись –
Не воскресить деревне
свою жизнь…
О том, как важна, как драгоценна жизнью утверждённая традиция чтить скорбные места, имена и даты, как необходима, как значима эта светлая память прежде всего для нас, ныне живущих, говорили у микрофона глава администрации Жуковского района А.В.Давиденко, настоятель Храма во имя Святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Рустик Богатырёв.
В церемонии митинга приняли участие заместители главы администрации района А.В.Фроловичев и О.А.Воро-нин, начальники отделов, а также гости, ветераны, приглашённые.
Художественный коллектив учащихся Гришино – Слободской школы представил яркую, эмоциональную театрализованную композицию, посвящённую тем жутким событиям, а в исполнении Сергея Бровкина прозвучала песня «На братских могилах».
…Минута молчания. Стук метронома, как стук сердца… Удивительно, но, несмотря на ветер, зажжённые здесь свечи не гаснут.
Букеты цветов и венки ложатся к подножию мемориала. На мраморных плитах – имена, имена, имена… Им поклон, они все здесь. И они с нами. 12+

 

 

Лента новостей

Мы в соц.сетях
Poll not found
Еще по теме: