От жуковского полустанка — к жемчужине Брянщины

Жуковка, начинавшаяся с одинокого полустанка, за полтора века превратилась в небольшой, но очень удобный для жизни уголок Брянщины. Редкое сочетание высокотехнологичного промышленного потенциала и туристической привлекательности делают наш город уникальным для Брянщины и интересным для всей страны.

…24 ноября 1868 г. первый поезд прошел от Рославля до Брянска с остановкой на полустанке Жуковка. Поезд был украшен государственной символикой, губернской геральдикой (герб, флаги и т.п.). В вагонах, купленных в Швеции, прибыли важные гости, члены правительства, инженер путей сообщения, генерал-майор А.Б.Казаков, рабочие, инженеры, мастера.
А была ли Жуковка до этого момента? Нет, ее просто не существовало. Начало ей положил Петр Ионыч Губонин. Для обслуживания дороги, заправки паровозов водой и дровами (поезда от Брянска до Рославля без дозаправки дойти не могли) Губонин поселил 5-7 семей. Они заготавливали дрова, вырыли колодцы, и останавливающиеся здесь паровозы заправляли дровами и водой.
В 1871-ом Жуковка приобретает статус «станция» и наносится на карту дорог огромной России. Первым начальником ее был Горащенко Михаил Иванович.
При станции Жуковка наметились две улицы: ныне Пролетарская, на которой было 3-4 дома, и 2-3 дома рядом с железной дорогой (теперь начало улицы Карла Маркса).
В связи с отъездом П.И. Губонина, в начале 1871 г. акционерное общество Орловско-Витебской железной дороги избирает нового управляющего – Голубева Виктора Федоровича, талантливого инженера. Он убеждает Петра Ионыча строить на реке Болве рельсопрокатный завод, доказав ему необходимость и выгодность предприятия. Губонин согласился и начал скупать лес от Болвы до селений Николаевка, Лавшино. Строит лесопильные заводы теперь уже с паровым двигателем.
20 июля 1873 г. вышло высочайшее повеление «разрешить статскому советнику Губонину и асессору Голубеву учредить общество Брянского рельсопрокатного железоделательного и механического завода» (ныне завод БМЗ).
Принимает участие в строительстве завода и его руководстве князь Вячеслав Николаевич Тенишев, с 1874 года он – член АО этого завода. Он начинает скупать леса и земли от Болвы до Ветьмы. Тенишев, как один из директоров акционерного общества, следит за состоянием лесов, заводов, т.е. он становится безраздельным хозяином этих богатств более чем на десять лет. Его помощником (управляющим) с 1889 года был назначен член правления акционерного общества дворянин Иосиф Доминикович Ганцкевич. Брянский завод скупает Жуковские заводы, лес вокруг, строит свои лесопильные заводы с паровым двигателем и сезонные лесопильни с применением ручного труда.
Через некоторое время князь Тенишев продает своему управляющему Ганцкевичу И.Д. свою жуковскую землю (дачу).
Вся территория современной Жуковки и ее окрестности находилась в руках многочисленных небогатых помещиков, предпринимателей.
Недалеко от реки Десны была небольшая деревня Красная Слободка. В 1878 г. в ней проживало 29 душ крестьян, что подтверждает «Межевая опись Брянского уезда». Это селение и земли принадлежали ранее дворянскому роду Небольсиных. Рядом находились земли помещика Жукова (район 2-й школы – берег Десны).
После отмены крепостного права многое изменилось в психологии дворян. Они начинают усиленно заниматься торговлей, в частности, лесом. Жуков сплавляет лес, строит лесопильни. Доски, брус, шпалы он гонит плотами на юг, поезда увозят лес и лесоматериал.
Предприниматели, братья Франциссы и Вельковский, строят на берегу Десны лесопильный завод. Прибывший в Жуковку мещанин Жуковский (из Белоруссии) оказался хорошим специалистом по деревообработке и возглавил лесопильни Жукова. П.И. Губонин поддержал Жукова, превратив его лесопильни в заводы. Собрав хороший капитал, Жуков продает эти заводы Брянскому рельсопрокатному заводу и уезжает в Ригу. В это время помещики уже не держались за землю, вот почему Брянский завод так легко приобретает земли. Начинает скупать земли и железная дорога. Калистрат Павлович Ленский продает свои земли в северо-восточной части Жуковки (Месковичи). Генерал-майор Митяев Арнольд Викентьевич продает Красную Слободку Брянскому рельсопрокатному заводу, и она объединяется с Жуковкой под одним названием.
В 1878-81 гг. началось строительство дороги Жуковка – Людинка (Клетня). Учитывая сложность рельефа (большие подъемы), строительство дороги затянулось на четыре года. Любая дорога требует технического обслуживания, требуются рельсы и многие детали к ней. Прибывший в Жуковку в это время С.С. Радушевич, учитывая все эти потребности, переоборудует механический завод на выпуск чугуна.

Пётр Губонин

Необходимость расширения завода заставила С.С. Радушевича приобрести еще 16 десятин земли. Все жуковские заводы работали на местной болотной руде, используя огромные запасы древесного угля, но удовлетворить спрос на металл уже было невозможно. Красный железняк завозят из Кривого Рога, поставляя туда лес для крепления шахт. Растет и количество мелких предприятий, увеличивается число рабочих, а вот селить их было негде. Все земли находились в частной собственности, хозяева сдавали землю в аренду на 9-12 лет с продолжением, но стоило это дорого и задерживало развитие поселка.
Местные помещики Карбовский, Панютин, Глаголев, Ленский, помещица Шавырина (район дома-интерната для престарелых), лесопромышленники братья Франциссы, Фроловский, Вязьмихин, Вельковский, Алымов старались на этих трудностях нажить себе капитал. Лесопильные заводы растут, как грибы. Вельковский строит завод у слияния Ветьмы и Десны. Здесь же строят завод братья Франциссы, кроме того, у них был завод в Ковалях. Строят они завод и на берегу Десны (у спуска к пляжу “Песчанка”).
Михайлов строит лесопильный завод у железной дороги в районе теперешнего хлебозавода. Вдоль железной дороги бесконечной вереницей стоят склады лесоматериалов, шпал, дров и т.д.
В 1894 году Орловско-Витебская железная дорога была выкуплена государством. Железная дорога активно приобретает пристанционные земли. В этой связи развивается социальная сфера.
Развивающимся предприятиям нужны были грамотные рабочие, техники. С этой целью с 1 октября 1896 года в Жуковке начала работу земская начальная школа. Попечителем ее был Федор Иванович Жуковс-кий, законоучителем – священник Иван Евлампович Преображенский, первыми учителями были Андрей Иванович Тихомиров и Надежда Виссарионовна Максимова.
В 1892 году в Жуковке значилось 83 деревянных дома. Застройка шла стихийно, без всякого плана.
Появились земские и государственные организации и учреждения. В это время станция Жуковка грузит 2,5 млн. пудов лесных материалов и изделий, более 200 пудов чугуна.
В 1896 году в Жуковке открывается храм Александра Невского. Эта церковь была приписана к Николаевскому храму деревни Фошни. Жуковский церковный приход был организован лишь в 1903 году.
Первый жуковский храм был расположен на окраине деревни Жуковки. Сейчас на этом месте разбит сквер, и по южной стороне бывшего храма расположен Сбербанк.
В сквере скрыты временем могилы известных и уважаемых людей Жуковки. Существует версия, что здесь же нашел свой покой П.И.Губонин.
К 1900 году в Жуковке было уже 3 улицы: Церковная (сейчас ул. К. Маркса) тянулась до теперешнего рынка. В народе эту улицу называли «Новый свет»; ул. Жуковка (сейчас ул. Пролетарская); Центральная (ныне ул.Ленина).
На Центральной улице находились частные магазины и лавочки купцов Куцаева, Ицковича, Ульянова, лесопромышленника Цирлина. Около них всегда ютились приезжие литовцы, латыши, белорусы. На улице Церковной был трактир Гончаровой, где вечерами гуляли лесопромышленники, купцы и торговцы. Простому люду вход туда был запрещен.
Жуковка продолжала расти. После отмены крепостного права население деревни перешло границу 600 человек (по документам «Брянской земской управы»). Из них 338 человек мужского и 258 женского пола. Организуется добровольное пожарное общество с малочисленной командой, строятся сапожная мастерская (2 мастера) и швейная артель (2 портных). Начало века ознаменовалось тем, что в Жуковке строится железнодорожная школа. В 1907 году открывается 2-х классное училище (учителя Н.Т. Рекунов, В.М. Рекунова.).
Появилась в поселке почтово-телеграфная контора (первый начальник С.И. Нечаенко). Здесь же расположился ветеринарный участок (врач И.Я. Петров), работают земский агроном Н.И.Фокин, земский агент по строительству и страхованию М.В. Шавырин.

Первая пожарная дружина Жуковки. Фото начала 20 века.

Торгово-промышленный оборот пристанционного поселка Жуковка составлял 150 000 рублей серебром.
Состав населения Жуковки был очень пестр: мещане – 219 человек, купцы –7 человек, дворяне – 25.
По религиозному признаку население складывалось следующим образом: 59 иудеев, 10 католиков, 2 лютеранина, остальные – православные.
В Жуковке проводились 3-х дневные ярмарки – с 30 августа и с 1 октября, а также однодневные – 8 июля и 28 октября.
В связи с надвигающейся войной военное ведомство одобряет проект строительства обозного завода на ст. Жуковка в 1913 году. 9 ноября 1913 года Главное Военно-инженерное Управление уже дает заказ на изготовление 8000 двуколок для телефонной связи и 6000 шестовых двуколок.
В 1913 г. по инициативе главного врача Брянского рельсопрокатного завода Н.А. Михайлова общество брянских врачей ходатайствует перед Орловским губернским собранием, губернатором об открытии в Жуковке противотуберкулезного санатория.. Акционерное общество «Е. Ганцкевич и Кº» поддержало инициативу брянских врачей и бесплатно выделило на берегу Десны 5 десятин земли (более 5 га) под строительство этого лечебного заведения. И уже в 1914 г. санаторий начал свою деятельность.
Грянувшая Первая Мировая, сменившаяся Гражданской, изменили мирный ход развития Жуковки. Много героических и трагических страниц истории были написаны в те годы. Из этих страниц можно сложить целые тома.
Сегодня мы живём в замечательном красивейшем уголке России.
Нам есть, чем гордиться, есть, к чему стремиться и у нас есть поводы для радости. Один из них — День города!

 

Н.Русаков, краевед

 

Лента новостей

Мы в соц.сетях
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
       
       
     12
       
  12345
6789101112
       
      1
3031     
28293031   
       
      1
16171819202122
30      
   1234
       
293031    
       
     12
       
  12345
       
2930     
       
    123
25262728   
       
     12
31      
   1234
       
     12
       
    123
       
 123456
28293031   
       
      1
30      
   1234
262728    
       
    123
       
  12345
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
    123
45678910
11121314151617
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
28293031   
       
     12
3456789
17181920212223
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
Еще по теме: