Брянский ТЮЗ показал свои работы столичным зрителям
Артисты Брянского ТЮЗа выступают в Москве в рамках театрального фестиваля «Классика». Кроме ...
Всё меньше земляков помнят его, шагающего с цветами к Вечному огню — Пётра Владимировича Копкина, воина-танкиста, освобождавшего Жуковку. В былые времена 17 сентября он всегда приходил на городскую площадь, возлагал цветы, поднимал фронтовые сто граммов.. Сегодня совсем поредели ряды героев Великой Отечественной, и имя Петра Копкина давно в небесном солдатском пантеоне. Но помнить о нём необходимо. И хотя родился он далеко от Жуковки, с годами стал наш город для него родным, а его жители — земляками.
Родился Пётр Копкин в деревне Елизарьево Горьковской области. Семья переехала в город, где мальчик окончил 25-ю Горьковскую школу. Работал вначале учеником электромонтера в здании Горьковского университета.
Началась война. Призвали в армию. Пётр был направлен в танковое училище, а затем на Брянский фронт в 114-й танковый полк. Участвовал в Курской битве, брал города Орел, Карачев в составе 3-й армии генерала А. В. Горбатова.
Под Навлей его танк был подбит. Из горящей машины выбрались вместе со стрелком, механик-водитель был убит при взрыве. Отбегая от горящего танка, Шлигель погиб, а Петру
Владимировичу повезло. Ему навстречу шел наш Т-34, и его подобрали. За семь дней боев из 35 танков у них в полку остались только 2. Их передали в 82‑й полк дивизии Кувшинникова, который и освобождал Жуковку.
17 сентября 1943 г. наши танки ворвались на ул. Карла Маркса, перед глазами была страшная картина: все горело, лежали убитые русские и немецкие солдаты, лошади, искореженная обгорелая техника. Вышли к сосновому бору (сейчас там универмаг, милиция). Петр Владимирович получил приказ — мчаться к мосту через реку Десну, не дать его взорвать.
Возле вокзала увидели убегающих немцев и полицаев. Стрелок Николай Михайлов, родом из Брянска, дал по ним два залпа из пушки и выпустил вслед им всю пулеметную ленту. Двинулись к мосту. На переезде стоял обгорелый танк «Черчилль» и лежали обгорелые танкисты. Такие танки были в составе 2-го кавалерийского корпуса.
Вообще в составе нашей 3-й армии было много танков иностранного производства: «Матильды», «Валентины» — английские танки, но их наши танкисты не любили за слабую броню и техническую ненадежность. Эти машины работали на авиационном бензине, и достаточно одной спички, чтобы из этого танка получился факел.
Наши 10 танков прошли вдоль сгоревших и догорающих домов по ул. Некрасова. К мосту «рванули» лесной дорогой. В это время немецкие саперы минировали мост. Наш танк начал обстрел правого берега, немцы бежали, и идущие за нами танки с ходу перешли на правый берег и, минуя деревню Большак, вышли на дорогу Смоленск — Брянск.
Немцам пришлось уходить южнее на Почеп. За этот рейд наш полк не потерял ни одного танка. А вот у кавалеристов и пехоты 50-й армии было много потерь. Нам на помощь спешно
подходили силы 283‑й дивизии, чтобы не пропустить в сторону Рославля отступающие из Брянска немецкие войска. 82-й танковый полк ушел освобождать Мглин, а затем в составе
4-го Украинского фронта вел бои за освобождение Западной Украины, Праги.
Под Прагой Петр Владимирович был тяжело ранен, стал инвалидом первой группы. Вернулся в Летошники к своей невесте, с которой познакомился в 1943 г., когда полк стоял неделю на отдыхе. Как поется в песне, «и броня от любви не спасает, от любви не спасает броня». Конечно, боялся ехать в Летошники, ведь инвалид, но, видно, любовь всего на свете сильнее.
Александра Андреевна приняла его, и прожили они вместе всю свою жизнь очень дружно. Вырастили дочерей Валентину и Лену, сына Николая.
Петр Владимирович с благодарностью вспоминал райвоенкома Мальцева Г. В., офицера военкомата Шпачкова Н. И., которые с уважением относились к раненому офицеру, поддерживали делом и советом.
Петр Владимирович пошел на поправку, стал работать машинистом паровоза, потом тепловоза.
Но не обошла стороной беда семью Копкиных. Единственный сын Николай окончил Житомирс-кое военное 124 ракетное училище и был направлен в город Клин, где был сбит пьяным водителем. Эту трагедию Александра Андреевна и Петр Владимирович тяжело переживали до конца жизни.
Однако они не были сломлены бедой. Продолжали жить и трудиться. Пётр Владимирович вел общественную работу, охотно общался с молодёжью.
***
Неизменная борода и проницательный взгляд из под густых бровей — таким его запечатлела фотокамера на одном из жуковских праздников. Таким он и останется в памяти — обыкновенный русский человек, воин-танкист Пётр Копкин.
***
При подготовке публикации использованы материалы историка-краеведа Николая Русакова.
Артисты Брянского ТЮЗа выступают в Москве в рамках театрального фестиваля «Классика». Кроме ...
Их память увековечена на Поляне журналистов, где в годы Великой Отечественной выпускалась ...
Проект посвящен героям СВО — в недавнем прошлом читателям библиотеки. Цель — ...
17 декабря в Брянске на одной площадке соберутся более 300 предпринимателей, федеральные ...
Его участники подвели итоги двадцатилетней деятельности структуры. Позади тысячи проведенных ...
По условиям контракта в здании заменили кровлю и обновили фасад. Реконструировали системы ...