Московские поисковики вернули имя жуковскому воину

19 января 2024

Порой, читая стройный, логически выверенный рассказ о событиях давно минувших дней, мы даже не задумываемся о том, как он сложился. Как получился таким последовательным и детальным. Чаще всего за этим стоит огромная работа не одного месяца, и работа эта абсолютно разная – как физическая, так и интеллектуальная. Так про-изошло и в нашей истории.

НАЧАЛО
Был абсолютно ничем не примечательный вечер июля. Член жуковского поискового отряда “Витязь” Андрей Нестеров просматривал ленту новостей в одном из мессенджеров. Вдруг пришло сообщение от друга; в нем ссылка на объявление о поиске родственников младшего лейтенанта Борисова Николая Тарасовича. Глаз зацепился за место рождения: рабочий поселок Жу-ковка, Саковский сельсовет.
Заработала мысль: наш, местный. Андрей позвонил своему тестю, однофамильцу младшего лейтенанта, да ещё и уроженцу Саково. Но здесь ничего обнадеживающего не было, связывала их только фамилия. А вот тёща Андрея оказалась пусть и дальней, но родственницей Борисова Николая. Она даже вспомнила отца летчика – в деревне его звали дед Тарасик. Пока всё это выяснялось, Андрей Нестеров стал тесно общаться с коллегами из Москвы, и на его глазах сложилась история погибшего воина.

ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЁТ
Наш земляк был летчиком. Что привело молодого человека из глухой деревни средней полосы России в Батайск Ростовской области — остается загадкой. Почему в 24 года окончил военное училище, тоже на сегодняшний день установить сложно. А вот о том, как погиб наш земляк, можно рассказать достаточно подробно.
4 ноября 1941 года Борисов Николай Тарасович, служивший в 32-ом истребительном авиационном полку, вылетел на боевое задание для прикрытия действий бомбардировочной авиации в районе Рузы (под Москвой). Его машиной был И-16, прозванный в народе «Ястребком». Бомбардировщики со своей задачей справились успешно, прикрываемые этими самыми «Ястребками».
Азарт боя настолько захватил нашего летчика, что возвращался он в одиночку. Вдруг, снизившись, увидел, как по дороге движется колонна немецкой техники к деревне Волково по мосту через реку Озерна. Мгновенно было принято решение потратить остатки боекомплекта на стрельбу по колонне. Но он не заметил стоявший на берегу реки полугусеничный тягач с установленной на нем автоматической зенитной пушкой. А вот немцы самолет заметили сразу: снаряды пробили «Ястребок» насквозь, а один или два попали в мотор. Самолет ушел в штопор и рухнул в небольшом лесочке. От удара о землю бронеспинка, служившая летчику защитой – раскололась, а зимний комбинезон пилота рвануло так, что отлетел в сторону бегунок от молнии. Долгие годы младший лейтенант Борисов Николай Тарасович числился пропавшим без вести.

СТАРТ ПОИСКОВЫХ РАБОТ
Согласитесь, очень подробный рассказ. Как же удалось так детально восстановить гибель летчика, что произошла больше восьмидесяти лет назад? В этом заслуга московских и подмосковных поисковиков. Разрабатывали эту тему, проводили раскопки, работали с архивом и продолжают заниматься ею участники историко-патриотического клуба «Скирмановские высоты», который объединяет одноименный музей и Рузский поисковый отряд «Надежда». Содействие на работах «в поле» оказали коллеги из общественной организации «Патриотический клуб «Кремлевец» службы коменданта Московского Кремля ФСО России. Особенно стоит отметить роль участника клуба «Скирмановские высоты», подполковника запаса Игоря Владимировича Глинского, который первым обнаружил место падения истребителя, по найденным обломкам установил тип, модель и номер самолета. А поднял эту тему Сергей Владимирович Докучаев — директор местного краеведческого музея «Скирмановские высоты».
Он рассказал, что во время войны в лесах вокруг деревни Волково разбился самолет с русским летчиком. Вроде бы есть даже обелиск, к которому ходили пионеры расположенного недалеко лагеря. Но в настоящее время уже мало кто помнит и это место, и обелиск. Поисковики – люди азартные, им только дай хоть минимум информации и закипит работа. Все члены поискового отряда заинтересовались и решили выехать на место, чтобы найти обелиск. Тогда никто не предполагал, что раскопки и сбор информации растянутся на год.

ГДЕ ОБЕЛИСК?
Только обелиск искали месяц. Даже местные жители уже не помнили подробностей, знали только, что да, было такое, а где точно находится памятник, уже никто не помнил. С октября по ноябрь 2022 года поисковики выезжали в этот район и методично прочесывали территорию. Когда нашли обелиск – обрадовались – вот она конечная цель. На памятнике была медная табличка со звездой и надписью – «Герою обороны Москвы летчику Викторову». Но кто это такой, на каком самолете он летал? Начался следующий этап поиска. В радиусе 15 метров от обелиска были перелопачены кубометры земли, чтобы установить марку самолёта. Нашелся даже маленький кусочек смятого дюралюминия с заводским номером. По нему было установлено, что самолет собрали в Китае на построенном СССР заводе. Потом установили номер мотора и самолета. Кстати, были даже обнаружены фрагменты останков летчика.

АРХИВНАЯ РАБОТА
Одновременно велись поиски летчика с фамилией Викторов. Обширная переписка, различные запросы, работа в архивах позволили установить, что к данному самолету имел отношение летчик Сергей Николаевич Викторов. Он был летчиком-испытателем этой машины, давшим ей дорогу в жизнь. Но Сергей Николаевич погиб в мае 41 года на заводском аэродроме во время испытательного полета.
Был ещё один Викторов. Капитан Григорий Петрович Викторов. Он командовал эскадрильей 32-го истребительского авиационного полка и не вернулся с боевого задания 4 октября 1941 года. Это его считали погибшим здесь? Дальнейшие поиски в архивах показали, что он был в плену в концлагере на острове Джерси, откуда сбежал и воевал во Французском сопротивлении. Погиб Григорий Петрович 24 января 1944 года и похоронен во Франции.

ЧЕЙ САМОЛЕТ РАЗБИЛСЯ?
Чтобы ответить на этот вопрос, пришлось обратиться к отчетам вермахта. Военный историк музея–клуба «Скирмановские высоты», поисковик отряда «Надежда» Валерий Евгеньевич Буланцев нашел в отчетах второго дивизиона 26-го зенитного полка, который был придан на усиление 10-й танковой дивизии вермахта, сведения о том, что 4 ноября 1941 года у деревни Волков был сбит советский самолет И-16. Эти данные позволили сузить круг искомых летчиков. Теперь в советских журналах боевых действий поисковики искали летчиков, погибших или пропавших без вести 4 ноября 41-го года. Далее были отобраны те, кто вылетел на машине И-16. Как выяснилось, машины китайской сборки были в распоряжении именно 32-го истребительного авиационного полка. Методом исключения поисковики выяснили, что обелиск установлен на месте падения самолета, не вернувшегося 4 ноября 1941 года с боевого задания по сопровождению бомбардировщиков младшего лейтенанта 32-го ИАП Николая Тарасовича Борисова, нашего земляка.

В ПЕРСПЕКТИВЕ
Сейчас мы с вами имеем итоги проделанной московскими и подмосковными поисковиками работы. Но только они знают, сколько за этот год было сделано. Сколько направлено запросов, сколько было изучено информации. Сколько было надежд и разочарований, когда поиски заводили в тупик. Сколько было радости и гордости, когда безвестный летчик обрел имя, а потом стал не просто фамилией в отчете, а человеком со своей историей, с жизнью и героической смертью.
К сожалению, детей у младшего лейтенанта Борисова с женой не было, но нашлись родственники супруги Надежды.
В дальнейшем поисковики планируют провести перезахоронение останков и благоустроить территорию места падения самолета. А также изготовить новую табличку с именем Борисова Николая Тарасовича, чтобы потомки знали, кто погиб здесь, защищая свою Родину.
***
В настоящее время поисковики не располагают фотографическим изображением Борисова Николая Тарасовича. Если наши читатели могут предоставить фотографию или какие-то сведения о нем, то просим обратиться в редакцию газеты по адресу: г. Жуковка, ул. Партизанская, д.2, или по телефону: 8-910-293-92-27.
Е. Колобова.
По материалам статьи И.В. Глинского «Звезда на крыльях и на обелиске».
Фото музея-клуба «Скирмановские высоты».

 

Еще по теме:

Февраль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829  
Картина дня
27 февраля 2024, 16:54

Свыше 30 тысяч брянцев получили значки ГТО в прошлом году

В нашей стране с успехом реализуется Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». (далее…)

27 февраля 2024, 16:46

Олега Кузнецова из Брянской области наградили благодарностью Президента РФ

Указ был подписан Президентом вчера, 26 февраля. (далее…)

27 февраля 2024, 16:38

В Унече Брянской области возведут современный спорткомплекс

Госэкспертиза региона рассмотрела проект строительства спортивного комплекса в Унече и выдала положительное заключение. (далее…)

27 февраля 2024, 16:26

В брянском Трубчевске в рамках нацпроекта отремонтируют школу №1

В Трубчевске по федеральной программе «Модернизация школьных систем образования» нацпроекта «Образование» пройдет капитальный ремонт первой школы. (далее…)

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить