«Жуковские новости» рассказали об истории Вщижа
Совсем недавно во Вжиже отмечали день села. Поздравить местных жителей приехали артисты Жуковского КДЦ. Вщиж ныне небольшой населённый пункт, но село продолжает жить, храня в своих недрах многовековую историю.
Сюжет для сериала
До 1146 года град Брянск входил в состав Вщижского княжества. Вщиж тогда был хорошо укреплен и служил местом сбора дани отдаленных районов огромного Черниговского княжества. В середине XII в. Вщиж действительно являлся одним из наиболее древних городов Подесенья. В 1142 г. Великий киевский князь Всеволод Ольгович отдал город Вщиж своему двоюродному брату Владимиру Давыдовичу. Дело в том, что Всеволод Ольгович рассадил своих воинственных родственников по далеким уделам так, что города по Десне, в их числе Вщиж, достались более надежному Владимиру Давыдовичу. К середине XII в. Подесенье становится ареной борьбы Святослава Олеговича Черниговского с Давыдовичами. В этой междоусобной войне Владимир Давыдович был убит. В 1155 году киевский престол занял Изяслав Давыдович. В это время сын Владимира Вщижского Святослав, бывший в подчинении у своего дяди Изяслава Давыдовича, бежал из города Березова во Вщиж. Теперь же, помирившись с дядей Изяславом Давыдовичем, Святослав официально получил в наследство от отца Вщиж.
В 1159 году в Лутаве состоялся съезд князей двух линий: Ольговичей и Давыдовичей. Меж собой они «целовали крест межи себе на всем любви». Но, к сожалению, союз между князьями оказался непрочным и недолгим. В том же году междоусобицы развели их по враждебным лагерям. Воинственный Киевский князь Изяслав Давыдович пытается силой заставить ему подчиниться Ярослава Галицкого, но никто его не поддержал, кроме Святослава Вщижского («сыновца»). Черниговский князь Святослав Ольгович был недоволен действиями киевского князя и решительно выступил вместе со своими семью родственниками-князьями против Изяслава Давыдовича.
В развернувшихся военных действиях принимали участие и кочевники-половцы, которых пригласил Святослав Вщижский. Но половцы оказались плохими союзниками: и Изяславу, и Святославу пришлось бежать из-под Киева во Вщиж. Изяслав, собрав войско, разорял земли союзников.
Чем не сценарий для исторического сериала?
Вщижская мелодрама
Вновь объединяются восемь князей и в течение пяти недель ведут осаду Вщижа. Тем временем Изяслав Давыдович отправил послов к Андрею Юрьевичу Боголюбскому в Ростов, прося его выдать свою дочь Марию замуж за Святослава Владимировича Вщижского и помочь будущему зятю военной силою, что было и сделано.
Андрей Боголюбский отрядил ко Вщижу пять ростовских и муромских полков под руководством своего сына Изяслава. Осада была снята. Затем последовала свадьба Марии и Святослава во Вщиже. Следует заметить, что, выдавая свою дочь замуж во Вщиж, Андрей Боголюбский понимал значимость этого княжества как буферной зоны с юго-запада, как преграду от неожиданного нападения не только своих князей-родственников, но и кочевников. Кроме того, он видел и богатство этого княжества. «За худородного князя он не выдал бы свою дочь», — замечает летописец.
Святослав Вщижский
К сожалению, Святослав правил всего около 17 лет, но сделал очень много. При нем Вщиж (1150—1167 гг.) достиг наибольшего политического значения, высокого уровня развития хозяйственной жизни, культуры. Город в это время был центром всего среднего Подесенья. Размеры владений Святослава Владимировича Вщижского вызывали чувства зависти даже у черниговского князя. В городе Вщиже уже был построен двухэтажный дом, где для кровли использовались медные листы, медная посуда (котлы), бронзовые светильники, стеклянная посуда, позолота и серебро.
Город имел небольшую каменную церковь, многочисленные гончарные мастерские, мощеные улицы, в домах князя, бояр и части посадских людей уже были печи с трубами.
В поисках тайн
Было время, когда здесь велись активные раскопки, делались открытия. Занимался всем этим не кто иной, как знаменитый академик Рыбаков.
В археологический комплекс Вщиж входят памятники преимущественно древнерусского времени, представляющие собой остатки летописного города Вщиж, впервые упомянутого в 1142 г., но существовавшего как укрепленный населенный пункт уже с IX века.
Один из первых памятников археологии Брянщины, подвергшихся научному изучению (середина XIX в.). Детальные исследования были проведены в 1940-х гг. академиком Б.А. Рыбаковым. Собственно остатки города состоят из детинца (остатков крепости-замка), укрепленного рвом и валом посада и прилегающего к нему окольного града. Планировка детинца, установленная благодаря археологическим раскопкам, такова: в центре стояла башня-вежа, окруженная коновязями, ближе к стенам замка располагались дома боярской и княжеской челяди, рядом с ними крупный и богатый боярский дом. На самой оконечности мыса располагалась сторожевая башня. Прямо на площади детинца обнаружены погребения и следы пожара, связанного с осадой 1160 г., длившейся в течение пяти недель. На территории посада обнаружены остатки каменного храма (10 х 13 м.), являвшегося доминантой застройки.
При раскопках XIX в. на территории храма обнаружены уникальные предметы церковной утвари: водолей, паникадила, хоросы, остатки царских врат. Все они хранятся ныне в Государственном Историческом Музее в Москве. Близ храма, построенного (согласно имеющимся реконструкциям) в традициях черниговского зодчества, располагалось небольшое кладбище. Здесь же, на посаде, а также на территории окольного града, располагались ремесленные производства: гончарные и ювелирные мастерские, кузницы, перемежавшиеся с жилищной застройкой.
Храм и укрывшиеся в нем горожане погибли в 1238 г. во время осады Вщижа татарами, после чего город уже не возрождался. Лишь спустя столетия на его месте возникло село, впервые упомянутое в письменных источниках под 1623 г. Неподалеку от города еще недавно располагался курганный некрополь, воспетый великим русским поэтом Ф.И. Тютчевым. Ныне сохранился лишь 1 курган, у которого установлен памятный знак.
Ещё в железном веке
Вблизи Вщижского детинца расположено городище Благовещенеская гора, исследованное Б.А. Рыбаковым. На нем в раннем железном веке располагалось славяно-балтское святилище (юхновская археологическая культура), вероятно, связанное с культом богини Лады. В христианское время (XI-XIII вв.) здесь находилось кладбище, затем — православная часовня, ныне установлен памятный знак в форме креста.
Новая вщижская история
При коллективизации в тридцатые годы здесь образовалось два колхоза. Люди были боевые, работящие. Благодаря своему труду в конце сороковых селяне стали жить крепко, зажиточно… Но 41-й год все изменил…
В 1945 году во Вщиже, кроме стариков, проживало 12 взрослых мужиков, половина из них инвалиды. Надо было возрождать разрушенное. Работали все, от старого до малого.
После войны правление колхозов возглавили фронтовики. Во Вщиже весной 1944 года колхоз возглавил Семен Дмитриевич Ионин, фронтовик, инвалид. В апреле 1944 года собралось первое правление колхоза. Колхоз готовился к севу, а в наличии имел плугов конных — 2, борон простых деревянных — 3, борон «зигзаг» — 5. Собрано мешков — 30, собрано веревок — 4, собрано хомутов — 2, собрано денег — 402 рубля. С этого и начинали.
За полтора десятилетия изменилось многое. В начале 60-х разгорелась полемика вокруг неперспективных сел и деревень. На центральной усадьбе колхоза «Красный Восток» в Шамордино в довольно короткий срок был построен городок. Но старожилы Вщижа наотрез отказались переезжать. Свет в селе есть, водопровод построили, магазин работает. Чего еще надо? Работой люди обеспечены. В колхозе «Красный Восток» в 1975 году валовой продукции было произведено на сумму 1400 тысяч рублей, общий денежный доход составил 1300 тысяч.
Это странное имя
Откуда же такое название? Его и произнести-то непросто. Догадку о том, что в основе названия лежит понятие «устье», высказывали в книге «Брянская старина» А. Шкроб и В. Соколов: «… Сам город в древности назывался «Устиж» от слова Усть-Чиж (в устье Чижа)».
Однако, никакого устья в окрестностях Вщижа не наблюдается. И тем не менее, понятие «устье» основателями города при его наречении было употреблено. И употреблено, выходит, в каком-то ином, забытом нами значении. Выясняется, что устья— это меты, указатели, по которым прокладываются межи, границы.
Опираясь на сказанное, можно предположить, что Вщиж задолго до своего первого упоминания в летописи был основан как порубежная крепость-мета, крепость-острог.
“По дороге во Вщиж”
От жизни той, что бушевала здесь,
От крови той, что здесь рекой лилась,
Что уцелело, что дошло до нас?
Два-три кургана, видимых поднесь…
Это четверостишие из стихотворения Тютчева «По дороге во Вщиж». Таким образом, Вщиж увековечен в истории словом поэта. И слово это будет жить. Слово крепче крепостных стен.
При подготовке публикации использованы открытые интернет-источники и материалы книги Николая Русакова “История земли Жуковской”.