80 лет исполнилось Новозыбковской школе-интернату для слабослышащих детей
Еще не отгремели бои Великой Отечественной войны, а в Новозыбкове началась работа по созданию учебного заведения для особой категории ребятишек — тех, кто столкнулся с болезнями слуха. 30 июля 1944 года Брянский облисполком решил открыть в городе Новозыбков школу-интернат для глухих детей. Укомплектовать ее смогли к 1 декабря, а 4 декабря впервые прозвучал звонок на урок. Учеников было немного, а из педагогических работников: директор — Михаил Лифшиц, 3 учителя и 3 воспитателя. Расположились классы и комнаты интерната в доме по улице Ленина. Это здание и сейчас сохранилось, в нем теперь находится магазин. Среди первых учеников школы было много сирот. Нелегко пришлось и детям, и учителям. Приходилось не только учиться, но и работать: заготавливать дрова для отопления, топить печь и носить воду. Первое время вместо тетрадок использовали даже газеты, обои, а чернила готовили сами из столовой свеклы.
В 1948–1949 гг. по улице Коммунистической, 4 возвели новый учебный корпус школы, оборудован интернат. Было построено деревянное здание для школьных мастерских, где ребятам прививались трудовые навыки. Количество учеников увеличивалось очень быстро, и места вновь стало не хватать. В итоге Центральное правление Всероссийского общества глухих выделило средства на строительство школы-интерната для слабослышащих детей. В 1964 году новозыбковское СМУ-1 приступило к работам. Новое, светлое, современное трехэтажное благоустроенное здание возвели за два года. Оно выросло на пустыре, на северо-западной окраине города, ныне – площадь Советская. В нем расположились просторные комнаты общежития, швейная, столярная, слесарная мастерские, столовая с библиотекой. Второй и третий этажи заняли учебные кабинеты, актовый и спортивный залы. Ребята с преподавателями разбили клумбы, фруктовый сад, высадили сотни деревьев и кустарников. Тогда школа называлась Государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Новозыбковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I-II вида». Почти 30 лет ею руководил Константин Сержанин. Именно Константин Федорович укрепил материально-техническую базу, уделял большое внимание озеленению территории, благоустройству, смог перевести котельную на газовое топливо.
С 2000 года директором школы был назначен Владимир Новиков. Владимиру Алексеевичу предстояло переоснастить школу под требования современности: в классах и кабинетах появились современные комплекты ученической мебели, более функциональные трёхстворчатые ученические доски, обновлено аудиооборудование слухового кабинета, приобретена компьютерная программа «Дельфа-142», оборудованы три кабинета индивидуальной работы. Заработал и компьютерный класс. В начале 21 века в школу переводят детей с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих и позднооглохших ребят.
В 2018 году руководить учебным заведением стала Елена Батурская. Она, как истинный хозяйственник, первым делом решила создать безбарьерную среду для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в школе-интернате. За несколько лет здание полностью преобразилось. Появились новые окна, двери, санузлы, отремонтирована кровля. А еще школа-интернат получила лицензию на право реализации образовательных программ среднего общего образования, дополнительного образования и программ профессионального обучения. Теперь девушки могут получать профессию швеи или повара прямо в стенах школы. А на базе учебного заведения проводится областной конкурс «Абелимпикс». «Ребятам интересно работать с тестом, им нравятся эти ощущения мягкости на кончиках пальцев. А еще это прекрасная работа по развитию моторики», — говорит педагог Надежда Корчигина. Несколько лет назад она специально сама сначала прошла курсы поварского дела в Новозыбковском филиале БТэИР, чтобы сейчас передавать знания ученикам. Конечно, материал постоянно приходится адаптировать под реалии школы-интерната. Говорить о высоком кулинарном искусстве не приходится, но азы выпускники осваивают успешно.
Специфика работы со слабослышащими детьми видна везде: и на обычных предметных уроках, и в занятиях логопедов и дефектологов. Все направлено на достижение одной цели – научить детей говорить, социализировать их. «Мы тоже развиваем память, речь, воображение, все познавательные процессы. Учимся общаться, детей нужно научить называть элементарные вещи», — отмечает Елена Черненко, психолог школы. Но перед тем как приступить к работе, многие учителя сами становятся ненадолго школьниками: учат Дактиль. «Это как у нас букварь. Каждая буква — сочетание пальцев», — поясняет Елена Ивановна.
Руководитель учреждения Елена Батурская вспоминает, как пришла сюда шесть лет назад. После работы в системе СПО было все непривычно, в первую очередь тишина. К ней привыкаешь долго. Но тем ценнее потом выступления ребят на сцене школы, когда ты своими глазами видишь, как они раскрываются, играют на музыкальных инструментах, танцуют и даже поют. Слабослышащие дети многогранны. Они прекрасно рисуют, мастерят поделки. Главное — вовремя начать с ними заниматься. «Иногда привозят детей, а время упущено. Мы благодарны тем родителям, кто приводит ребят с 6,5 лет. Чем раньше слабослышащий попадет сюда, тем раньше начнут занятия логопед, дефектолог, психолог». Школе активно помогают благотворители. Они приезжают сюда из Москвы, проверяют чистоту слуха, а потом подбирают ребятам слуховые аппараты. «Для девочек вообще такие миниатюрные аппараты заказывали, как стразики», — говорит Елена Батурская.
В планах директора – обновить кабинеты слесарного и столярного мастерства. Здесь до сих пор находятся советские устаревшие станки. Но даже на них ученики со своим педагогом Александром Гончаровым умудрятся создавать поистине шедевры — сказочные домики для птиц. К слову, сам Александр Александрович — тоже выпускник этой школы. У педагога нарушение слуха, но этот фактор в его ситуации сыграл положительную роль: ему проще общаться с ребятами, а дети отвечают любовью. «Он пришел — а дети возле него гурьбой и не отходят», — вспоминает Елена Батурская первый рабочий день «трудовика».
У школы-интерната богатое прошлое. Но и будущее видится не менее интересным. В современном мире перед детьми и педагогами открывается масса горизонтов. Главное – не опускать руки.