В Музее дятьковского хрусталя открылась выставка «Виражи творчества»
Среди фотографий и образцов компьютерной графики, особенно выделяются работы, посвященные ...
Ефросиния Антошина родилась 26 апреля 1916 года в селе Токарево Жуковского района. С 2004 года там никто не живёт. Если официально, то — «постоянное население отсутствует»: интересное, кстати, определение. Чётко, ясно, категорично – «постоянное население отсутствует». Как впечатано. Как вердикт. Но что это значит на обиходном языке? А это значит – ничего. И никого. Даже фундамента не увидишь. Лес поднялся. Только речка поодаль журчит, как и прежде. Обмелевшая, но живая… 
… Отец Ефросинии, Иван Андреевич Антошин, бывший унтер – офицер царской армии, в Первую мировую находился во фронтовых окопах, где и примкнул – в 1914 году — к большевикам, поддался на их агитацию, и сам стал агитировать. Само собой, арестовали Ивана, и хорошо, что не расстреляли – по законам военного времени. Просто разжаловали в рядовые и отправили в штрафной батальон. Он прошёл ту войну. Вернулся домой. Стал революционером. Коммунистом. Активистом продразвёрстки.
С германцами насмерть бился в 1915 году: уже, правда, простым солдатом — в составе сводного гарнизона оборонял русский форпост, опорную крепость Осовец, что на реке Бобры польского местечка Осовице. Героическая и страшная история. Полгода бились. Нескончаемо штурмовали немцы бастион. Газом травили русских: хлором, фосгеном, ипритом… И раз за разом казалось – всех вытравили, 

все полегли, жуткую смерть приняв… Но только начнёт движенье пехота немецкая – будто призраки, восстают русские, словно из небытия являются… С повязками на лице, с жуткими окровавленными ртами – от разорванных газом лёгких — шли в контратаку, и кололи врагов штыками, и убивали винтовочными залпами… Запредельный ужас охватывал германцев – казалось, с ними сражаются ожившие мертвецы… Так и в историю это вошло, навеки – «атаки мертвецов». Это совершенный факт, трагичнейшая страница Первой мировой войны. И земляк наш там был, уроженец села Токарево, Иван Андреевич Антошин. Рядовой 443 – го пехотного полка. Погибал от ядовитых газов, истекал лёгочной кровью… Но не погиб, остался жив: есть о том архивное свидетельство из лазарета города Моздок Терской области, от 12 сентября 1915 года. Бланк синего цвета, предназначенный для нижних чинов…
… А немцы так и не смогли взять Осовец. Их трупами было устлано всё вокруг… Русские воины не сдали крепость. Об этом снят короткометражный фильм, пронзительный и жёсткий: так и называется – «Атака мертвецов: Осовец».
… Летом 1921 года дом Антошиных в селе Токарево сгорел дотла. Молния ударила. Или, как говорили старики – молонья. Сокрушались сельчане. Жалели. За что Антошиным такое наказанье? Семья хорошая, уважительная: и сам Иван Андреевич, и домочадцы его. А вот поди ж ты – будто кара небесная. Как им теперь существовать? А Иван Андреевич собирал на подводу скудные, спасённые от огня остатки скарба, запрягал лошадёнку, думу думал… Предстояло им в Тросну двигаться; и там, в Тросне, на околице, где простор полевой и дорога, обживаться заново. Строится. Так они решили. Долго сетовать недосуг. Слезами горю не поможешь. Главное теперь — на новый сруб леса выписать. Да побольше. Чтобы на добрый пятистенок хватило. И топор хороший, плотницкий; пилу двуручную. Силу приложить. Усердие. Вот что поможет. Вот что надо.
…Так и переселились в Тросну. Переехали. И дом поставили, о котором мечталось. Всем миром поставили. Всей деревней. Раньше на селе всегда так бывало – сообща дома поднимали. Дружно, ладно. В охотку. Радостно и надёжно. Каждый знал – случись с ним что, все помогут. Не оставят, откликнуться, придут.
… А Ефросиния подрастала. В 1928 году окончила четыре класса Троснянской начальной школы. Потом семь классов – в Жуковке. В тридцать первом поступила в Брянский учительский техникум, который с отличием закончила в тридцать пятом году. Хотелось бы подробней рассказать о жизненных вехах девушки, но их мало выпало на её долю. Как и самой жизни — мало… Зато в избытке была жизнерадостность, энтузиазм, увлечённость, вдохновение, горение, душевный подъём и большое сердце… Самоотверженность и звенящая молодость — весь мир обнять была готова. Всего достичь, до звёзд прикоснуться… Жизнь свою совершить. Личностью состояться. Человеком.
В апреле тридцать пятого Фрося Антошина вступила в ряды ВЛКСМ. Работала учительницей начальных классов в школе №12 ( ныне — №1) города Брянска. Активно участвовала в подразделениях общества ОСОВИАХИМ, была награждена нагрудными знаками «Ворошиловский стрелок» первой и второй степени… Занималась парашютным спортом. Экскурсии для учеников организовывала. Парковые походы. Любила свою работу. Любила детей. Спешила жить. И радовалась жизни.
… В октябре сорок первого Брянщину оккупировали фашисты. Ефросинья Ивановна эвакуироваться из города не успела. Не смогла. Тяжело к тому времени заболела. Так уж вышло. Что, в сущности, и стало её роком, определило ближайшую будущность… Уехала к родителям в Тросну. Там, понятно, немцы. Новый порядок. А ещё – наша подпольная группа. Боевая ячейка. Активисты – антифашисты. Уже собрались. Возникли. Объединились. И были готовы. А в лесу – партизанский отряд имени Чапаева, который ещё до оккупации сумели сформировать и вооружить. Так что основа имелась. Следовало в действие всё приводить. И надо ли объяснять, что Ефросинья Антошина первым, нет – первейшим делом и долгом включилась в движение сопротивления; немедленно, со рвением вошла в состав народных мстителей — и не просто вошла, а деятельно и ответственно возглавила боевое звено подпольщиков, которое состояло из убеждённых комсомольцев и местной молодёжи.
Среди них: Екатерина Телепнёва, Алла Телепнёва, Анна Пирина, Тамара Сазонова, и многие другие. Партийным руководством партизанского отряда молодёжной группе было приказано сосредоточиться на сборе подробной информации о живой силе и военной технике оккупантов; о дислокации воинских частей и их передвижении, охране складов с боеприпасами и вооружением. Кроме того, надлежало распространять листовки среди местных жителей, сводки совинформбюро о положении на фронте… Конечно, это означало – ходить по лезвию ножа; в любой день и ночь, в любой момент быть разоблачённым, пойманным, и после жестоких пыток – повешенным. Причём немедленная смерть грозила и всей семье – поголовно. Включая стариков и грудных детей, если таковые имелись. Опасность была страшная. Непостижимая. Непредсказуемая. Но молодёжь боролась, балансируя над пропастью… Боролась с невероятной, невообразимой убеждённостью и верой в победу. Приказы и задания из леса приходили всё сложнее и требовательней… Немцы ожесточились; появилось гестапо, замелькали расстрельные списки…
Тот эшелон, поставивший точку в жизни Ефросиньи Антошиной, надлежало взорвать во что – бы то ни стало… Эшелон важный, стратегический; более сорока вагонов и цистерн, тяжело гружёных бензином и боеприсами – смертоносным железом на головы красноармейцев… Состав предстояло уничтожить любой ценой. И народные мстители его уничтожили – всё пошло под откос. Долго, с ужасающим грохотом, детонировали горы снарядов и мин… Долго полыхало всё вокруг. Сколько жизней солдатских было этим спасено: на передовой, на линии огня – кто знает… Быть может, многие фронтовики, которые возвратились в мае сорок пятого, потому и возвратились живыми, что троснянские молодогвардейцы взорвали тогда начинённый смертью вражеский поезд…
Но в тот же день – 15 октября 1942 года – выполняя задание, погибла Ефросинья Антошина… Магнитная мина, которую ей предстояло установить под цестерной, выскользнула из рук – и взорвалась. Фрося умерла на месте, сразу, вряд ли успев понять, что произошло… Было девушке двадцать шесть лет. Её обезображенный труп немцы привезли к комендатуре. Долго никого из сельчан не подпускали, даже отца, Ивана Антошина, который хотел похоронить дочь. Чуть погодя, подошёл офицер с нашивками эсесовца…
Далее приводим строки, основанные на личных воспоминаниях самого Ивана Андреевича. Озноб повествования сохранился в полной мере…
«… Фашист, о чём – то поговорив с охраной, резко повернулся к Ивану Андреевичу:
— Ваш дочь?
— Моя.
— Ты есть партизан! Ты должен быть повешен! — крикнул он и приказал Антошину сооружать виселицу. А сам, круто повернувшись, ушёл.
… Не помня себя от ужаса, Иван Андреевич, почти в беспамятстве, машинально, мастерил виселицу – для себя. И вот уже она почти готова, оставалось только верёвку перекинуть… Подошли два немецких солдата, занялись верёвкой, и что – то вроде замешкались: один завязывал петлю, другой помогал ему.
«Бежать!» — мелькнула у Антошина отчаянная мысль. Вдоль железной дороги проходила группа мужчин. Иван сделал несколько шагов, и — смешался с односельчанами… Через миг — опрометью бросился бежать. Гитлеровцы гортанно кричали, стреляли ему вдогонку. … До леса, казалось, рукой подать, но Иван еле – еле добежал: сердце от страха выпрыгивало, трепыхалось взъерошенной птицей. Но он всё – таки добежал, достиг, и раненый в плечо и ногу, ещё долго по лесу ковылял – спотыкался: куда глаза глядят… Потом круто изменил направление, ринулся в сторону болота, и у самой его кромки с размаху упал наземь, закопался в густой, мокрый мох… «Вроде пронесло» — думал несчастный беглец, минутами теряя сознание. Оказалось, однако, что радоваться рано, что ещё не всё… Больше двенадцати часов пришлось пролежать Ивану в ледяной сырости, практически в воде… Его упорно искали: фашисты, полицаи… Он слышал их злобные ругательства, чавканье кованых сапог… Наступали сумерки, близилась ночь… Всё постепенно затихло. Враги ушли. Когда землю объяла кромешная тьма, Иван поднялся. Преодолевая парализующую слабость, на одних нервах, ничего толком не видя, он пошёл и пошёл, каким – то нездешним чутьём угадывая направление — и к утру чудом добрался до партизанской базы…
… Иван Андреевич прожил долгую жизнь – почти восемьдесят лет. Небольшого росточка, неказистый, сильный духом человек. Довелось ему видеть жестоко истерзанную, мёртвую дочь, которую не позволяли похоронить фашисты – такое не забывается вовеки… Всегда помнил, как она любила говорить о звёздах, о космосе, который никогда не кончается… «Ведь он никогда не кончается, ведь он бесконечен — правда, папочка?»
Николай Логвинов
На снимках: Ефросинья Ивановна Антошина, 1939 год, г.Брянск; Е.Ф.Антошина со своими учениками, 1940 год; комсомольский билет Е.Ф.Антошиной; Иван Андреевич Антошин; учётная карточка из лазарета — рядового пехотного полка Ивана Антошина, 1915 год.
Среди фотографий и образцов компьютерной графики, особенно выделяются работы, посвященные ...
На встрече с молодежью участник спецоперации говорил не только о боевом опыте, но и об ...
Издание «Знамя труда» сообщает, что на 1 февраля в списке подпрограммы «Обеспечение ...
Партия «Единая Россия» создала экспертный совет по подготовке новой народной программы партии ...
Здесь действует школа молодых родителей, где будущие мамы могут получить консультацию по уходу ...
В конкурсе приняли участие 10 команд из 9 учреждений образования. В рамках этапа «Полоса ...