По дороге в Буквоград
Речь – чудесный дар природы, он не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Наиболее важным средством связи ребенка с окружающим миром является речевое общение. Речь ребенка — не врожденная способность, она формируется под влиянием речи взрослых и во многом зависит от нормального речевого окружения и достаточной речевой практики. Необходимым условием для развития речи ребенка является образец для подражания.
Большое влияние на развивающуюся речь ребенка имеют родители. Часто члены семьи повторяют за языком ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкают. Это поначалу может показаться забавным и милым. Но тем самым родители не только не стимулируют ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляют его детский лепет. В результате неправильного отношения родителей к ребенку у него прочно закрепляются на долгое время несовершенства речи. Что же делать родителям, чтобы стимулировать правильную, грамотную речь у ребенка?
Для привлечения родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей и обучения грамоте в современных условиях мною в детском саду «Алёнушка» было проведено педагогическое мероприятие с родителями. На нём родители учились делать артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику. Также использовались пособия (игры) на развитие логики, внимания, графомоторных навыков.
Родителям были даны рекомендации о том, что чтение книжек с картинками облегчает ребенку овладение речью. Особенно полезным чтение оказывается, если родители задают детям открытые вопросы по тексту, просят их придумать развитие какой-либо истории и правильным образом реагируют на ответы ребенка.
В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что разговаривать с ребенком следует неторопливо, отчетливо произнося все слова, четко отделяя их друг от друга паузой. Стихи, потешки читать надо выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, четко имитировать голоса животных, если они встречаются в тексте.
При равнодушном, монотонном разговоре, невыразительном чтении малыш будет безразлично относиться ко всему, о чем ему говорит родитель, у него не будет желания слушать и подражать взрослому.
Автор — Д.Урамова, воспитатель детского сада “Алёнушка”