Жуковские поисковики приняли участие в Вахте Памяти, прошедшей на Смоленщине
… Наш лагерь стоит на холме, в молодом сосновом лесу: почти семьсот человек, 62 поисковых отряда из 17 регионов России, Республики Беларусь и Литвы. Семьсот человек, которые добровольно отказались от домашнего уюта и устроенного быта, и приехали сюда, на Смоленскую землю, в урочище Глинки, в палаточный лагерь, с одной общей целью: найти непогребенных бойцов, которые остались в этих лесах и болотах с той далекой и страшной войны…
Каких-то 300-500 метров от базы — и следы войны видны невооруженным глазом: это остатки окопов и блиндажей, стрелковых ячеек и пулеметных точек. Под катушкой металлоискателя сигналят осколки всех размеров, винтовочные гильзы, рубашки гранат РГД-33, попадаются разбитые каски и саперные лопаты, штыки и части винтовок, пулеметные ленты. Жестокие бои здесь шли за каждый метр земли, каждую высотку, позиции не раз переходили из рук в руки…
Мы уходим все дальше в дебри леса, туда, где нет дорог, и хозяйничают медведи, о которых предупреждали местные проводники. И правда, вот у лесного ручья видны следы косолапого, а вот здесь на просеке он лакомился малиной, а вот пострадавшее пчелиное гнездо, разоренное лакомкой-мишкой. Значит, движемся осторожно, чтоб не потревожить лесных обитателей, расходимся небольшими группами, огибая высотку, которая судя по находкам, была местом укрепления немецких войск. Сколько наших бойцов полегло на ее склонах, остается только предполагать.
Вызов по рации: «Есть боец!» — вот она самая важная и самая трепетная минута поиска, у каждого екнуло сердце. Спешим к ребятам, чтобы помочь им, начинается кропотливая работа по изъятию останков. Лопатами и ножами, а где-то и просто руками извлекаем из земли то, что когда-то было чьим-то молодым, здоровым телом. Всегда жутковато, когда прикасаешься руками к чужой жизни и смерти. Все поисковики суеверны, и все мы относимся к найденным бойцам как к живым. Мы извлекаем их из небытия и говорим с ними, как с друзьями, как с ровесниками, а они рассказывают нам свою историю. И по прошествии двух часов, когда останки бережно подняты и упакованы, когда земля просеяна через пальцы в поисках смертного медальона, когда исследовано все вокруг в поисках хоть какой-то подписанной личной вещи, мы можем твердо сказать, что бойцов было двое. Один из них доставлял раненного товарища в тыл, волок на своей плащ-палатке к санитарам за помощью, тут их обоих и настиг вражеский снаряд. Больше семидесяти лет эти двое ждали нас, поисковый отряд «Русич» из Жуковки, чтобы мы на руках унесли их из смоленских дебрей…
В ходе работы 21-ой международной учебно-тренировочной Вахты Памяти в Глинке Смоленской области были найдены и эксгумированы 166 воинов, установлено 11 имен. Останки захоронены с воинскими почестями на мемориале в Глинковском районе.
… Бойцы поискового отряда «Русич» возвращаются домой. Мы распакуем походные рюкзаки, отстираем лесную грязь с рабочей формы, посмотрим по телевизору новости, а потом снова уйдем на поиски тех, кто ценой своей жизни дали возможность нам дышать сегодня. Ведь война не окончена, пока не похоронен последний ее солдат.