Жуковский воин-интернационалист рассказал о своей службе

15 февраля 2023, 8:36 | Общество 10

Первый прыжок с парашютом… Смешение восторга и страха, чувство полета – все это не забывается никогда. Свой почин в Бордовичах полковник в запасе Сергей Петрович Кочанов помнит, как будто он был вчера, хотя за плечами уже более 500 прыжков, огромный ...

Первый прыжок с парашютом… Смешение восторга и страха, чувство полета – все это не забывается никогда. Свой почин в Бордовичах полковник в запасе Сергей Петрович Кочанов помнит, как будто он был вчера, хотя за плечами уже более 500 прыжков, огромный опыт боевых действий в Афганистане и Чечне.

Сам он уроженец Жирятинского района Брянщины, деревни Харабочи, основанной когда-то казаками. Несмотря на то, что путь в школу составлял 6 км, никто тогда не считал это непосильной ношей для ребенка. К тому же, в пути можно были и поиграть, и пошалить. Каждый день преодолевая этот путь по земле, Сергей мечтал о небе. Он отчаянно хотел стать летчиком, и не просто летчиком, а военным летчиком. Вдохновил, как и многих мальчишек тогда, полет Юрия Гагарина в космос. Летчик-космонавт стал мировой знаменитостью, а советские граждане получили ещё один повод гордиться своей страной. Поэтому гибель Гагарина стала настоящей трагедией для многих жителей СССР.
Новость эта застала Сергея во время игры в снежки с друзьями. В момент, когда прозвучало «Гагарин погиб!», казалось, всё вокруг замерло, вдруг наступила мертвая тишина. «Показалось, что меня опустили в холодную воду», — вспоминает свои ощущения Сергей Петрович.
И всё же, Сергей продолжал мечтать о полетах. Даже эта беда не смогла заставить отказаться от своей мечты, а вот комиссии в летное училище — удалось, Сергей не прошел отбор по здоровью. Но упорства и силы воли ему было не занимать, поэтому, не поступив в первый год после окончания школы, он записался в авиаспортклуб ДОСААФ, где сделал 51 прыжок с парашютом. Это помогло поступить в Рязанское высшее воздушно-десантное училище.
Годы учебы в училище запомнились на всю жизнь. Оглядываясь на свой опыт боевых действий, Сергей Петрович отмечает, что здесь учили тому, что действительно необходимо знать на войне: воевать и обучать солдат. Знаний, как теоретических, так и практических, с лихвой хватило, чтобы выполнять свои рабочие обязанности.
При этом врожденная самокритичность – отличительное качество нашего героя. Наглядным примером служит одно из первых его назначений. Придя командиром взвода в Кировабадскую 204 воздушно-десантную дивизию 320 воздушно-десантного полка, он попал в «карантин» с молодыми солдатами. Через 2 месяца обучения взвод стал середнячком по результатам обучения. Сочтя это провалом, Сергей Петрович составил список своих ошибок при подготовке взвода. Через полгода его вновь назначили в «карантин*», по итогам взвод занял первое место. Кстати, привычка анализировать свои ошибки осталась с Сергеем Петровичем на всю жизнь.
Анализ своих действий, знания ведения боя, умение работать с солдатами – всё это пригодилось Сергею Петровичу в Афганистане. Из его выпуска сразу более 50 человек ушло в Афганистан.
Сам он впервые попал в Афган в 1984 году на 2 месяца для изучения боевого опыта. В 1986 году он был назначен на должность командира 2-ой воздушно-десантной роты. В этой должности в Афганистане он прослужил 2 года, больше полугода служил заместителем командира батальона, вплоть до вывода войск из Афганистана.

 «Афганистан – это классический пример ведения боевых действий. Мы за весь Афганистан потеряли 15 000 убитыми. Причем максимум половина непосредственно в бою, большая часть – при обеспечении боевых действий. Мы солдат в Афганистане не жалели, но мы их берегли».

Как отмечает Сергей Петрович, в ходе этой войны было качественно налажено взаимодействие всех родов войск, поэтому десантникам и пехоте оперативно приходила помощь с воздуха. Это способствовало успешному ведению боев, а также сохранению в целости личного состава.
Вспоминает Сергей Петрович операцию, показанную в фильме Федора Бондарчука «9 рота». Он участвовал в ней, только с другой стороны ущелья. Его роту бросили вперед, до этого больше месяца пришлось стоять в окопах, выдерживать обстрелы духов. Потом поступил приказ перерезать дорогу на Хост и захватить высоту. Сутки понадобились для перехода. Первый день, 16 декабря, рота попала в засаду. Тогда впервые Сергей Петрович узнал, что это такое, когда в тебя стреляют.
Сначала нет точного понимания этого, так как пуля летит быстрее скорости звука, поэтому сначала слышен только удар пули. Тогда она прошла над головой и ударилась о скалу, именно этот звук первым услышал Сергей Петрович, сначала подумал, что стреляют с другой стороны свои, по случайности. А оказалось, что душманы устроили засаду. Солдаты по команде «к бою» заняли свои позиции. Укрытием послужил лес с афганским дубом, имеющим толстый и твердый ствол. Рядом с Сергеем Петровичем под дубом укрылся связист. Сергей Петрович вызвал артиллерию. Артиллерия сработала четко и уверенно: через минуту был запущен дымовой снаряд, через 3 – артиллерийский залп, который позволил бойцам атаковать высотку: с неё противник вёл обстрел. Рота вышла из боя без потерь.
На следующий день 17 декабря пошли дальше. Стало понятно, что немного впереди идут духи, группа большая, человек 50. Наши начали их «гнать». Психологическое напряжение, что у противника, что у наших, нарастало. Дошли до площадки метров в 150, с двух сторон обрывы и скала, поднимающаяся вертикальными уступами вверх метров на 20. Сергей Петрович двум саперам, что шли впереди, приказал дойти до этой площадки и дальше осмотреться. Те приказ не выполнили и пошли дальше. Сергей Петрович громко прикрикнул на них, а враги, по всей видимости, решили, что их обнаружили и открыли огонь. Спасло две вещи – отсутствие у духов миномета, они вели бой гранатометом, который не пробивает скалу, а ещё то, что площадка оказалась «мертвой зоной», все пули «прилетали» в скалу.
В этом бою, который длился 5 часов, Сергей Петрович потерял пулеметчика. Тот спрятался за небольшим камнем и начал вести бой оттуда, через полчаса его снял снайпер. Более получаса бойцы не могли его вытащить из-за камня – не давал плотный огонь душманов. Это единственный убитый солдат в этом бою Сергея Петровича. Как стало известно позже, противники понесли большие потери.
Кстати, в этом бою он в очередной раз убедился, что бог существует. Решил он как-то оглядеться, приподнял голову над камнем на уровне глаз и вдруг почувствовал, как кто-то рукой давит на неё, заставляя опустить. Сразу же раздался выстрел, и пуля ударилась о скалу, просвистев в каком-то сантиметре от головы.
Ещё одно подтверждение было получено уже в бою в Чечне. Перед походом в Грозный привезли освященные крестики, цепочки не было, положил Сергей Петрович его в нагрудный карман. Он со своим батальоном воевал против батальона Шамиля Басаева в Грозном. Задача была вытащить Майкопскую бригаду.
В ходе операции один из боев завязался в железнодорожном депо. Сергей Петрович остался здесь с небольшим отрядом человек из девяти. Остальные солдаты были отправлены за водой. Неожиданно противник пошел в атаку. Сергей Петрович по ходу боя оказался в комнате с двумя бойцами, которые вели огонь из окон. Выстрелы, запах гари, дымовая завеса – вдруг в проеме двери появляется человек, одетый в форму нашего пехотинца, и открывает огонь. На глазах командира падает один солдат, потом второй ( к счастью, оба остались живы). Сергей Петрович понял, что это чеченец. Дальше он поднимает автомат, снимает с предохранителя – рука проскакивает, вторая попытка — пошло. Автомат вскинут, палец на спусковом крючке, и тут — страшный удар в плечо, его подбрасывает, переворачивает, он падает на бетонный пол. Чеченец подходит: «Господи, неужели эта сволочь меня сейчас убьет”, — промелькнуло в сознании. Противник выпустил весь оставшийся магазин, пули плясали рядом, выбивая искры из бетона, но Сергея Петровича не задели.
Вообще, таких случаев в жизни было много: то подорвавшись на мине, только один осколок в ногу попал, то машина, идя по минному полю и вытащив гусеницами мину, не взорвалась, то в Панджшере осколки гранаты только куртку пробили.

«Война в Афганистане стала для меня легкой прогулкой по сравнению с военной кампанией в Чечне. Война в Чечне – это ужасная неразбериха, отсутствие взаимодействия между родами войск».

***
Два самых воюющих полка Афганистана 345 Багранский отдельный парашютно-десантный полк и его 350 гвардейский парашютно-десантный полк Кабула 103 воздушной дивизии, где служил Сергей Петрович, были выведены в 1988 году с разницей в один день. Сергей Петрович и сегодня помнит то ощущение, будто сбросил непомерный груз, что нес в течение двух лет на своих плечах, то смешение радости и опустошенности, что заполнили сердце.
До сих пор дружат ветераны этих полков: переписываются в общем чате, поздравляют друг друга с праздниками, вспоминают боевое прошлое, анализируют сегодняшнюю обстановку, много чего можно обсудить с боевыми товарищами.
Сергей Петрович награжден двумя орденами Красной звезды, медалью «За отвагу», орденом Звезды второй степени республики Афганистан, медалями «За безупречную службу» 1,2 и 3 степеней, орденом Мужества за штурм Грозного и другими знаками отличия.
Сегодня Сергей Петрович проживает в деревне Никольская Слобода. От первого брака у него двое взрослых сыновей. От второго – подрастают две дочки. Именно в них черпает он силы благодарить бога за самое дорогое – жизнь.
*«Карантин» — курс молодого бойца


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить