В музее-заповеднике Ф.И. Тютчева «Овстуг» прошел молодёжный поэтический фестиваль
2 апреля 2022 года музей Тютчева в Овстуге принимал очередной, уже 8-ой по счёту, молодёжный поэтический фестиваль «Великий праздник молодости чудной».
Мы живём в непростое время, которое наш великий поэт назвал в своё время «минуты роковые». С тем, что «счастлив, кто посетил сей мир», в момент потрясений в наше время можно было бы и поспорить. Но то, что он, т.е. зритель «высоких зрелищ», призван всеблагими в качестве «собеседника», — сущая правда.
Сам Тютчев всегда считал, что отношение к войне, которую ведет государство, – мировоззренческая точка отсчёта. Оборончество, а не пораженчество, есть базовое русское чувство. Духовный русский мир, русское настроение, русское чувство, русское достоинство – стержень человека. Неизменно желать успеха своим: оружию, дипломатии, правительству, болеть за своих и не желать им провала – суть мировоззрения поэта-дипломата.
Как современны сегодня написанные поэтом строки:
Теперь тебе не до стихов,
О слово русское, родное!
Созрела жатва, жнец готов,
Настало время неземное…
Ложь воплотилася в булат;
Каким-то божьим попущеньем
Не целый мир, но целый ад
Тебе грозит ниспроверженьем…
Все богохульные умы,
Все богомерзкие народы
Со дна воздвиглись царства тьмы
Во имя света и свободы!
Может быть, поэзия, культура, искусство и есть тот стержень, благодаря которому сердца и души крепнут, а дух не падает в роковые времена. Поддержать творческую молодёжь, укрепить историческую память, побудить интерес к отечественным истокам, к родному Слову, которое во все времена было твёрдой и незыблемой основой. Напомним, что стихи у Тютчева творились только по-русски; мыслью и чувством трепещет вся его поэзия, из затаённой сокровищницы родного языка добывал он новый, неожиданный оборот или же открывал в слове ещё не подмеченный оттенок смысла.
О духовном организме поэта, тонком, сложном и многострунном, говорила директор музея О. Шейкина, открывая фестиваль. О том, что подражать Тютчеву невозможно, но стремиться к его пониманию, освоению и поиску собственного «голоса» необходимо.
Среди членов жюри, оценивавших более 75-ти поступивших работ, поэт А.В.Шацков (гл.ред. альманаха «День поэзии-XXIвек»), Ю.В.Козлов (гл.ред.ж-ла «Роман-газета»), поэтесса К.К.Сейдаметова (Москва), критик, литературовед С.С.Куняев (ж-л «Наш современник»), поэт, публицист И.В.Денисова (Москва). Среди участников – авторы из Орла, Московской, Калужской, Ленинградской областей, Донецка, Смоленска, Ростова-на-Дону, С.-Петербурга, Белгорода, Рязани, Брянска. Все три победителя в номинации «Лучший чтец поэтических произведений» из Брянска, и это, без сомнения, отрадно. Звучали стихотворения Ф.Тютчева, А.Толстого и собственные авторские работы.
Конечно, уровень исполнения и мастерства разный, но порадовало очень прочувствованное, тонкое чтение стихотворений отдельных авторов. В номинации «Лирическое стихотворение» отмечены авторы из Москвы, Королёва и Сертолово. Что касается «Эссе о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева», то здесь, возможно, сказывается отсутствие жизненного опыта, ведь историософия и философия Тютчева – непростой предмет даже для специалистов, серьезных литературоведов и исследователей.
Прежде чем браться за попытку представить свой взгляд на вопросы государственности и его основ в свете выводов, сделанных Тютчевым, нужно понять, что для поэта (как и для Пушкина) русская история – духовная родина, родное время и пространство, земля обетованная. Русская идея, в версии очень близких в этом вопросе Пушкина, Тютчева, Достоевского, была выражена знаменитой «триадой» — православие, самодержавие, народность. Россия и Запад – лейтмотив тютчевской публицистики. «Особая стать» России – краеугольный камень его позиции.
Это не значит, что молодым авторам недоступно в силу возраста творческое осмысление и художественное воплощение столь серьёзных тем. Нужны ответственность, необходимость и, возможно, некая дерзость для решения таких сложных задач, и тогда можно вести речь о значимости, уровне и серьезной оценке таких работ.
А сегодня, подводя итог очередному фестивалю, можно сказать о растущем к нему интересе и очевидном успехе многих начинающих авторов. «Душа хотела б быть звездой …» — написал 26-летний Тютчев.
Но не «ночью, когда светила, «как живые очи», глядят на «сонный мир земной». А днем, когда они скрыты «в солнечных лучах», как божества, горят в «эфире чистом и незримом».
Эта мечта не оставит Тютчева на протяжении всей жизни, будет видоизменяться, трансформироваться, но в итоге станет его духовным кредо. Быть нужным своему Отечеству, защищать его интересы всегда и везде, неуклонно двигаться к избранной цели, не отступать, не отчаиваться. Обращаясь к родному Слову (т.е. к Отечеству), поэт обращается и к нам, ныне живущим, со страстным призывом:
О, в этом испытанье строгом,
В последней, в роковой борьбе,
Не измени же ты себе
И оправдайся перед Богом…