Легендарный пилот – ровесник революции
Он мечтал летать, был влюблен в самолеты и небо. Наш земляк, родившийся в рабочем поселке Жуковке, аккурат в год революции в 1917. Сегодня Дмитрию Сергеевичу Езерскому исполнился бы 101 год…
22 января 2014 года на 97-м году жизни после тяжелой и продолжительной болезни ушел из жизни легендарный летчик, которому еще при жизни суждено было стать легендой и кумиром не только жуковцев, но и всей Брянщины и России.
Вот передо мной наградная копия удостоверения за №019720 о присвоении звания Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В самом нижнем углу удостоверения стоят сразу две даты. Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 29 июня 1945 года. Но вот сама дата получения — 28 апреля 1993 года. Подписан документ председателем Комиссии по государственным наградам при президенте Российской Федерации Н.Сивовой.
Так за что же был награжден наш герой, чья награда все же его нашла, пусть и спустя 48 лет?
Как отмечено в документе – “…за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство”.
Да, Дмитрий Сергеевич Езерский до очередного своего дня рождения не дожил всего один месяц. А так, каждый год 28 февраля регулярно отмечал этот день в компании своих боевых коллег.
***
Он рано остался без отца. Учился, работал токарем на заводе. По призыву комсомола решил стать летчиком. В 1938 году окончил Батайскую авиашколу ГВФ. Летал в 209-м авиаотряде в Башкирии, затем на Украине. Свой первый боевой вылет совершил 22 июня, в первый день войны. С октября 1941 по апрель 1942 года был шеф-пилотом Военного совета 40-й армии Юго-Западного фронта.
В июне 1942 года, после переучивания на транспортный самолёт Ли-2, Дмитрий попал в Московскую авиагруппу особого назначения, позднее преобразованную в 10-ю гвардейскую авиатранспортную дивизию ГВФ, базировавшуюся во Внукове Московской области. Отсюда Езерский выполнял ночные полеты в тыл противника. Доставлял партизанам вооружение, боеприпасы, медикаменты, различное снаряжение, эвакуировал тяжелораненых, десантировал спецгруппы, летал на разведку.
В 1943 году воевал на Кубани. Однажды полк получил приказ вывезти на большую землю группу детей из партизанского отряда, действовавшего в Крыму. Все понимали: садиться и взлетать придется на неподготовленной площадке, среди гор, что смертельно опасно. Но выбора не было. Первым ушел в рискованный полет Д.С.Езерский. Каким-то чудом ему удалось посадить тяжелую транспортную машину на полевом аэродроме, а затем и взлететь с 28 детьми на борту. Но в партизанском отряде еще оставались другие дети. Их надо было срочно спасать. И Дмитрий Сергеевич, несмотря на смертельную усталость, вновь поднял свой самолет в небо. Тогда летчики ГВФ за три дня вывезли на большую землю 272 ребенка.
Однажды Езерскому пришлось лететь над Жуковкой. Это было глубокой осень сорок первого года, когда поселок был уже оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. Дмитрий пошел на риск и в предрассветных сумерках снизился до 300 метров. Сердце пилота сжалось, когда он увидел совершенно другую Жуковку, где прошли его детские и юношеские годы. Немецкие варвары уничтожили и разрушили некоторые дома. От обозного завода, на котором он когда-то работал, осталось несколько скелетов зданий цехов.
Летчик уже много видел зверств немцев, страшных разрушений, и его сердце кипело ненавистью к подлым захватчикам. Его ненависть вдвойне жгла сердце, настойчивей взывала к непримиримой беспощадной мести. Он очень любил Жуковку, часто навещал мать. Отпуск 1971 года провел с семьей в палатке на берегу Десны, увлеченно занимаясь рыбной ловлей.
***
С июня 1944-го по январь 1945 года в составе эскадрильи транспортных самолетов 10-й гвардейской АТД ГВФ Д.С.Езерский выполнял полеты с советской авиабазы Бари (Италия). Его экипаж, как лучший, выделили в распоряжение Верховного штаба народно-освободительной армии Югославии.
За восемь месяцев гвардии старший лейтенант Езерский с товарищами выполнил 66 боевых вылетов в тыл противника, из них 47 с посадкой в расположение югославских партизан, доставил 88 тонн вооружения, боеприпасов и продовольствия, вывез 405 раненых, перебросил через линию фронта 508 офицеров и солдат югославской и других союзных армий.
Всего же за годы войны Д.С.Езерский только в тыл противника выполнил 226 ночных полетов, из них 78 — с посадкой на партизанские площадки. Кроме присвоения ему высокого звания Героя Советского Союза, он был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почета», югославским орденом Партизанской Звезды 1 степени, многими медалями. Дмитрию Сергеевичу также было присвоено звание «Почетный пилот ВВС Югославии», с вручением золотого нагрудного знака и диплома.
В ноябре 1945 года, уволившись в запас, Д.С.Езерский продолжал летать во Внуково. Именно он в июне 1946 года выполнил первый регулярный рейс на Ил-12 из Москвы в Копенгаген (Дания) и Стокгольм (Швеция). В марте 1947 года первым полетел на новом самолете в Индию, куда доставил советскую делегацию для участия в работе конференции народов Ближнего и Среднего Востока.
***
В 50-е годы работал в Северном Йемене, где организовал воздушное сообщение, обучал национальные кадры. Последние годы, до выхода на пенсию, преподавал в учебно-тренировочном отряде Шереметьевского аэропорта.
Руководство Аэрофлота никогда не забывало прославленного ветерана. Приглашало на праздники, поздравляло с юбилеями. А 25 августа 2011 года в Шереметьево прибыл новый супер-Джет-100, названный в честь Д.С.Езерского. Ветеран лично приезжал в аэропорт, чтобы встретить свой именной самолет. Посидел в кресле пилота, прошелся по салону самолета. Увиденным остался доволен. Сказал, что не знает, сколько еще проживет на этом свете.
Однако после него останутся не только награды, книги, но и этот замечательный самолет, которому ветеран еще при жизни пожелал счастливых полетов.
Говорят, летчики не умирают, они просто не возвращаются из полета.
Полет Дмитрия Сергеевича продолжался без малого 97 лет. И он был прекрасен… Похоронен Герой на Московском Троекуровском кладбище, на аллее Героев.
Его именем назван Жуковский Лицей №1.
Андрей Каштелян
P.S. Автор благодарит сестру Дмитрия Сергеевича Елену Федоровну за предоставленный домашний архив о Герое-летчике.
На снимке: Д.С.Езерский в кругу детей.