70 лет вместе: жуковские ветераны рассказали о семейной жизни

25 июня 2022, 10:04 | Общество 19

Она сидит в кресле возле окна, он — рядом в кресле-качалке. Ему исполняется 95 лет, она на четыре года моложе. Их семейному союзу в этом году 70 лет! 70 лет жить вместе, делить кров, проблемы, справляться с трудностями. Встает вопрос: как так ...

Она сидит в кресле возле окна, он — рядом в кресле-качалке. Ему исполняется 95 лет, она на четыре года моложе. Их семейному союзу в этом году 70 лет! 70 лет жить вместе, делить кров, проблемы, справляться с трудностями. Встает вопрос: как так долго продержаться? Как не поддаться раздражению, не потонуть в «бытовухе», когда кажется: «Всё, больше не могу!». Что заставляет держаться друг за друга?

Как ни странно, но ответ у Владимира Лукича и Тамары Ивановны Марьюков нашелся, и крылся он не в высокопарных словах или высоких идеалах, а в простой фразе: «Мы никогда не думали о разводе». Ни ссора, ни конфликт никогда не приводил к фатальным мыслям: «Надо разводиться». Не надо. Если одежда где-то порвалась или пришла в негодность, её надо подремонтировать. Так и отношения, если разладились, надо «подремонтировать». «Мы никогда не дуемся и не сердимся друг на друга»,- говорит Тамара Ивановна, — поругались, а через несколько минут разговариваем, как будто ничего и не было».
В своем преклонном возрасте она не утратила жизнерадостности и оптимизма. Во время беседы много и часто улыбалась, шутила, хотя, порой, от рассказов о военном детстве становилось страшно. Во Владимире Лукиче легко узнать военного человека: он весь собран, говорит очень четко, блестяще дает анализ происходящим сегодня с нашей страной изменениям, а также проводит параллели нынешней ситуации со временем Второй Мировой войны. Кстати, политические взгляды супругов совпадают. Оба считают, что сегодня необходимо поддерживать президента, как никогда, потому что ощущая поддержку народа, ему легче будет принимать сложные решения, совсем как Сталину во время Великой Отечественной войны.
Сегодня Владимир Лукич и Тамара Ивановна живут в Олсуфьево. Их большой гостеприимный дом всегда открыт для гостей. Кстати, именно в Олсуфьево они и познакомились. И если Тамара Ивановна – коренная жительница, то Владимир Лукич попал сюда по долгу службы.

***
Сам он уроженец села Васильково Палянского района Киевской области, что на Украине. Родился в 1927 году. Он хорошо помнит, какие беды принес голод. Его отец работал в то время заместителем директора сахарного завода, поэтому на их семье голод не так сказался, отцу все-таки выдавали паёк, а вот умершие от голода люди, свалившиеся на улицах, страшные останки людей, опухших от голода, он помнит до сих пор: «То, что я видел, это незабываемо».
Потом семья переехала на Полтавщину. Жить приходилось тем, что было выращено в огороде. В 12 лет Владимир Лукич уже работал в колхозе. Он очень гордился тем, что получал за работу трудодни. Мать лишь вздыхала, а отец улыбался: вряд ли на них что-то дадут.
В 1937 году отца арестовали по надуманному обвинению, но не расстреляли. Когда началась война, ему удалось перебраться в Волынскую область на Западной Украине. Он смог переправить к себе всю семью, что, фактически, спасло детей от угона в Германию. Правда, здесь была другая напасть: бандеровцы. От их ненависти и расправы (мать Владимира Лукича была русской) спасла мобилизация в ряды Красной Армии в 1944 году.
Владимир Лукич оказался в Саратовской области. На станции Никольск формировался 133 запасный стрелковый полк: два стрелковых батальона, один – артиллерийский, рота снайперов, в которую, кстати, и входил наш герой, и взвод разведки. Об оснащении армии обучающим инвентарем говорит то факт, что использовались деревянные макеты и только для стрельбы выдавалось настоящее оружие. В этот период он вместе со своими сослуживцами копал траншею для прокладки газопровода Саратов – Москва. Как отмечает Владимир Лукич, уже в 1944 году правительство думало о том, как провести в столицу газ, как поставить страну на мирные рельсы.
Владимир Лукич помнит, что обмундирование было им выдано почему-то английское с красными ботинками. В нем их привезли в Москву. Здесь все вновь прибывшие прошли процедуру сандезинфекции, после которой шинель села и стала по колено. Молодые ребята часто шутили над своим внешним видом.
При этом Владимир Лукич вспоминает, каким счастьем стало освобождение от обмоток, когда их облачили в английскую форму. Ведь тогда форма состояла из гимнастерки, брюк галифе, обмоток, ботинок. Много шуток вызывали брюки галифе, а вот обмотки доставляли неудобство. Когда все это было снято и заменено английским образцом, «мы почувствовали, что мы люди», — вспоминает свои ощущения Владимир Марьюк.
После этого путь новичков лежал в Польшу. И как раз вышел приказ Сталина: призывников 1927 года рождения на фронт не посылать. Объяснялось это тем, как говорит наш герой, что создавался костяк Вооруженных сил на будущее. Недалеко от границы с Германией полк расформировали. Ребят направили в военное училище без экзаменов. Его же, как жителя Волынской области и «ненадежного», направили в штаб третьей воздушной армии в Восточную Пруссию город Кенигсберг. Там он вошел в наряды по зачистке, которые освобождали город от оставшихся эсэсовцев. Здесь он получил награду «За боевые заслуги». Впоследствии был приставлен к наградам «За Победу над Германией», а также «Ветеран Советских Вооруженных сил». Были и другие, но эти три он выделяет, как особо памятные.
После войны, в 1946 году, штаб третьей воздушной армии был переведен в Смоленск. Здесь на базе был организован штаб первой воздушной армии дальней авиации, в котором продолжил службу Владимир Лукич. Для того чтобы грамотно и качественно обслуживать самолеты дальней авиации, был необходим подготовленный офицерский состав. Поэтому Владимир Лукич был направлен в Олсуфьево, где были организованы ускоренные курсы по подготовке лейтенантов, командиров взводов. В течение года проходило обучение. Здесь он получил звание лейтенанта. В дальней авиации Владимир Лукич прослужил 33 года, а вся выслуга составила 34 года.
***
Тамара Ивановна — коренной житель Олсуфьева. Здесь она родилась, провела детство и отрочество, пережила оккупацию. В семье было 8 детей. Помнит, что рядом с их домом стояла старая мельница, а также текла речка, где она чуть не утонула. Во время паводка пошла к бабушке за молоком. В руках металлическая кружка, из верхней одежды — пальто. Когда её хватилась старшая сестра, она уже отплыла метра на четыре от берега. Хорошо, что пальто надулось и превратилось в большой шар, который поддерживал маленькую Тамару на плаву.
Перед началом войны Тамара Ивановна окончила второй класс. В августе-сентябре 1941 года уже в деревню пришли немцы. В это время здесь проходила линия фронта. Весь берег реки был в окопах, сохранившихся по сей день.
Во дворе дома было оборудовано пулеметное гнездо, а семья, как говорит сама Тамара Ивановна, «блудила»: то в Заречье подадутся, то в Коробки, то в Лавшино, то в Новую Велею, то в Олсуфьево вернутся.
В деревне было много карательных отрядов, состоящих из полицаев. Как-то они забрали у семьи нашей героини корову, но так как доить её не умели, а ещё и кормить надо было, то вернули. Эта корова не раз спасала жизни членам семьи во время блуждания по деревням: ее молоко не дало умереть с голоду.
В памяти остались частые бомбежки. Не раз они были такой интенсивности, что было не только видно, но и слышно, как горит Сеща, как трещит огонь, пожирая всё на своем пути.
Одна из сестер — Мария, ушла вместе с нашими во время одного из отступлений. Окончила курсы разведчиков, совмещала на поле боя две специальности: разведчика и минера. После освобождения Воронежа её отправили на разминирование города. Здесь она получила серьезное ранение, а также орден «Красной звезды». В связи с ранением в 1944 году её комиссовали и она вернулась в Олсуфьево. Всю оставшуюся жизнь рука у неё плохо двигалась.
Ярким воспоминанием стала гибель летчика, памятник которому ныне установлен в Голубее. Вспоминается, что стоял ясный летний день, над мостом летали «ястребки», шел воздушный бой. Вдруг один самолет загорелся и рухнул, а летчик успел катапультироваться. Самолет упал между олсуфьевским вокзалом и Голубеей, летчик ушел, дошел до водоема, спрятался под вязом. К сожалению, его нашли немецкие собаки. Он не захотел сдаваться в плен и застрелился. До сих пор всплывает в памяти его синий комбинезон. Немцы позволили местным жителям достойно похоронить своего героя.
Освобождала Олсуфьево конница. Она налетела как вихрь, выбила немцев, но вот помощи не дождалась и пришлось отступить. Вместе с ними ушла из Олсуфьево и семья Тамары Ивановны. Угнаться за конными пешим невозможно, поэтому когда увидели идущих немцев со штыками «на голо», попрятались в ближайшей канаве. По чистой случайности здесь же оказался чугунок. Старшая сестра подвинула малышей поближе к чугуну, чтобы хоть как-то защитить их от пуль. Правда немцы прошли, не тронув стариков и детей, что прятались. Когда возвращались назад в Олсуфьево, шли лесом, где на каждом шагу встречались погибшие солдаты. Дома, забравшись в пулеметное гнездо, ждали освобождения. Тогда маленькая Тамара в первый раз увидела, как стреляет «Катюша».
После освобождения в 1943 году вместе с подружкой она пошли сразу в 4 класс. По окончании школы поступить учиться не удалось, работала в школе Гришиной Слободы учительницей начальных классов.
***
Как водится, познакомилась наша чета на танцах в местном клубе. Обычное знакомство стало судьбоносным. В сентябре 1952 года пара расписалась. В Олсуфьево родилась старшая дочь, а в Сеще, куда вскоре получил назначение Владимир Лукич, родилась младшая. С юмором вспоминают они вдвоем, что когда подошло время родов, отвезти в Дубровку Тамару Ивановну не успели, пришлось Владимиру Лукичу обращаться в военную санчасть. Ну и переполох же начался: стали воду греть, срочно искать чистые простыни, начальник санчасти ругался, на чем свет стоит, и всё на Владимира Лукича, ведь на Тамару Ивановну как ругаться в таком положении? Вот так, ни за что ни про что получил лейтенант Марьюк взбучку от своего начальства.
В Сеще прослужили до 1958 года, потом их перевели в Шайковку. Как и у всех военных, семейная жизнь четы складывалась из переездов. Владимир Лукич пропадал на аэродромах. Ведь что такое аэродром? Это не только самолёты. Это менее 900 гектаров земли с ограждением, командно-диспетчерским пунктом, местами стоянки самолетов, вспомогательной техникой… Все обслуживание лежало на инженерно-аэродромной службе. Её и возглавлял Владимир Лукич Марьюк. Последние 10 лет службы работал в Смоленске, в штабе армии и отвечал за 12 аэродромов. Когда внук поздравляет с Днем авиации, Владимир Лукич всегда говорит: «Хоть мы и не пилоты, но без нас не было бы авиации».
Конечно, преданно служить Родине помогал надежный тыл. Однажды, перед приездом в Смоленск, семье пришлось разделиться: Тамара Ивановна вместе с дочками уехала в Олсуфьево, чтобы ухаживать за тяжело заболевшим отцом. В это время старшая дочь Елена устроилась в Жуковскую школу №2 пионервожатой, а младшая Ольга пошла в 10 класс. После того, как Ольга окончила школу, семья вновь воссоединилась: Тамара Ивановна приехала к мужу в Смоленск. К тому времени её отца уже не стало.
В Смоленске Елена поступила в культпросветучилище, Ольга – энергоинститут. Елена окончила училище и устроилась на работу в библиотеку Дворца железнодорожников, где проработала почти 30 лет. Жизнь свою она связала со Смоленском. Там вышла замуж, родила детей, там живет и по сей день.
Ольга, окончив институт, по распределению уехала в Брянск. Работала в гражданпроекте. Она принимала участие в проектировании брянского цирка, Музея Партизанской славы. Выйдя замуж за военного, она, практически, повторила судьбу мамы: пришлось поездить по гарнизонам — Бийск, Алтайский край, потом Дальний Восток, Германия, Монголия, Сибирь. В настоящее время её семья обосновалась в Нарофоминске.
Сейчас обе сестры поочередно приезжают к родителям, помогают и поддерживают их. У Тамары Ивановны и Владимира Лукича выросли четверо внуков, приезжают в гости двое правнуков. А что ещё надо для счастья? Этого вполне хватит, чтобы и дальше жить вместе под одной крышей, деля на двоих одну судьбу.

 


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить